Часть полного текста документа: Работа детей в совхозах и на полях во время ВОВ Прошла первая, самая тяжелая блокадная зима. С наступлением весны город понемногу оживал, смывая с себя копоть и лед. В действовавших школах начались привычные заботы - выпускные и переходные экзамены. Двадцать учеников нашей школы окончили 10-й класс преимущественно с хорошими и отличными оценками. Неуспевающих и школе не было. Но давалось это, конечно, нелегко. Многие ребята побледнели, исхудали, у некоторых появились голодные отеки. Дистрофия в той или иной степени коснулась почти каждого. У большинства ребят появились явные признаки цинги; кровоточили десны, шатались зубы. Не лучше выглядели и преподаватели: кроме дистрофии и цинги у них обострялись возрастные недуги - ревматизм, радикулит, сердечно-сосудистые заболевания.11 С началом блокады к скудному хлебному -пайку город мог добавить считанные граммы сахара или кондитерских изделий, иногда немного мяса. Не помню, чтобы нам вы' давали хоть сколько-нибудь крупы и овощей. Когда наступила весна 1942 года. ленинградцы были рады каждой Травкине. Они ели молодые листья клена, липы, делала салат и щи из мокрицы. 12 11)"В осажденном Ленинграде", Н.Р.Иванов,М.П.Ивашкевич ,Замечательные помощники ,Л.,1982 г.,с.64. 12)Там же ,с.65. === 10 === Когда мы узнали, что совхозам и подсобным хозяйствам требуется помощь школьников, с радостью откликнулись на этот призыв, хотя понимали, что работа на селе будет намного сложнее, чем в школе. Ведь требовалось владеть новым, незнакомым для большинства из нас делом и умело организовать его среди школьников. Но опыт первого военного года приучил нас, ленинградцев, не думать о том, сможем ли мы справиться с той или мной задачей. Вопрос ставился иначе: как лучше выполнить порученное дело. И вот мы в совхозе "Красная заря". Школьный лагерь объединял учащихся 47, 48 и 65-й школ Приморского (ныне Петроградского) района. Из 155 пионеров и 21 комсомольца сформировали 14 бригад. Две бригады состояли из учащихся 8-10-х классов. Первую возглавила я, вторую-, учительница немецкого языка Ю. А. Майнике. Из преподавателей-48-й школы, которые работали бригадирами, хорошо помню энергичную А. П. Сидорову. Из учителей нашей, 47-й школы,- 3, В. Северову, М. А. Климову, М. Н. Крупянскую и А. В. Веселову. Начальником лагеря назначили заведующую учебной частью 47-й школы Н. П. Инкову. До сих пор мы знали эту молоденькую учительницу как скромную и доброжелательную помощницу нашего директора А. С. Легковой-Новое и трудное поручение выявило в Наталье Парамоновне еще много хороших качеств. По вечерам ее маленькая комната превращалась в штаб лагеря. Здесь мы подводили итоги за минувший рабочий день. обсуждали возникшие трудности и тут же сообща искали решение. Эти совещания были короткими, но помогали координировать работу, формировали из учителей разных школ коллектив единомышленников. Поразительное спокойствие и уверенность Натальи Парамоновны передавались всему коллективу. Она умела пошутить и ценила юмор других. Сама трудилась .не жалея сил, а когда надо было, становилась строгой и требовательной, На протяжении двух блокадных лет лагерь завоевывал 13 13)Там же ,с.65. === 11 === Красное знамя, и в этом была немалая заслуга Н. ............ |