Часть полного текста документа:Новый русский" как фольклорный персонаж Алексей Гетманцев Цикл - естественная форма бытования анекдотов. В поле зрения исследователей попали уже многие бытующие в настоящее время циклы. Но практически во всех исследованных циклах главные персонажи имеют литературный, или скорее, кинематографический прототип. В анекдоте материал (книга, фильм, мультфильм) претерпевает три стадии изменений: абсурдизация готового мотива; инверсия качеств персонажа; возникновение метатекстов ("квазианекдотов"). Однако исследование только циклов с персонажами, имеющими прототипы, затрудняет и постановку, и разрешение важных теоретических вопросов: о принципах циклизации, о взаимодействии циклов и об их бытовании. Автор впервые услышал словосочетание "новый русский" весной 1992 г. от человека, который причислял себя к этой, тогда только еще возникавшей, социальной группе. Тогда в это определение вкладывался позитивный смысл. Этимологически русское выражение "новый русский" восходит к английскому "new russian" и является калькой. Словосочетание "new russian" начало употребляться в зарубежной англоязычной прессе на рубеже 80-х - 90-х гг. и несло позитивную оценку с оттенком удивления: очень непривычно смотрелись на Западе первые постсоветские бизнесмены. Очевидно, сначала наименование "новый русский" было самоопределением и самоназванием. Следующий этап, хронологически почти неотделимый от первого - это отрыв названия "новый русский" от среды, его породившей. В языке представителей других социальных групп это было "чужое слово", обозначавшее чужака, "не такого, как мы". Начинала работать оппозиция "свой/чужой". Она реализовывалась во всех сферах и на всех уровнях; особенно это заметно - в языке. Образ чужака в фольклоре, как многократно было доказано, - традиционный объект насмешек. Здесь обнаруживается явное типологическое сходство с "представителем глупого народа" - то есть образом традиционных анекдотов и бытовых сказок. Но для того, чтобы насмешливо-отрицательное отношение к "чужаку" проявилось в форме фольклорных произведений, "чужак" должен стать художественным образом, персонажем, подчиняющимся законам жанра (в данном случае - современного народного анекдота). Цельный, характерный, узнаваемый персонаж является центром любого цикла анекдотов. Он формируется тремя аспектами: действие и взаимодействие с другими персонажами, в которых герой проявляет свои качества; стиль и другие особенности речи; портретная характеристика (включая атрибуты). Отправной точкой для создания образа "нового русского" служит некий собирательный образ типичного представителя этой социальной группы, сложившийся в массовом сознании. Какие же действия совершает фольклорный "новый русский" и как и с какими другими персонажами он взаимодействует? "Новый русский" покупает безумно дорогие машины ("кузов платиновый, бампер золотой, колеса серебряные..."); яхты ("паруса - малиновые, мачты - веером!!!"); картины ("ранний Сальвадор Дали"); замки и виллы; модную и стильную одежду ("пиджак на мне от Версаче...); ювелирные украшения для себя и жены ("цепь золотую, килограммов на десять") и другие атрибуты немыслимого, непомерного богатства. "Новый русский" часто ездит за границу (в Америку, в Париж, на дорогие курорты), ест деликатесы ("суп из акульих плавников", "филе из лягушачьих лапок"). ............ |