Часть полного текста документа:Пути реализации личностно-ориентированного подхода в профориентационной диагностике. Отношение к личности в сфере образования в каждом обществе, и в любой исторический период соответствует господствующей парадигме. Не каждое общество признает личность как высшую ценность, даже если проявляется интерес к человеку, выражающийся в отношении к подрастающему поколению и методам воспитания. Уже в самом выражении "личностно-ориентированный" доминантой должна стать именно "личность", а не "ориентация на нее". Действительно, человек, личность человека должны быть точкой опоры и отсчета при создании и использовании образовательных технологий, отборе методов и средств обучения и, в преломлении к работе кабинета профориентации при Минусинском районном Детском доме, к средствам психодиагностики профориентации. Учет личностных особенностей человека и его мотивационной сферы пришел в профориентационную диагностику недавно. Исторически (если можно так выразить временной интервал 10-15 лет) психодиагностика в профориентации началась с замеров уровня развития психофизиологических особенностей человека и его познавательных способностей. Окончательный отбор на отдельные профессии решал так называемый социальный заказ общества, выполнению которого следовали и следуют большинство центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (их на сегодняшний день около 30-ти по России). Помимо этого есть фактор "престижности" профессии и выбор ее родителями. Наиболее наглядно это заметно сейчас в пресыщении рынка труда экономистами, юристами и смежными с ними специальностями. Своеобразие целей личностно-ориентированной технологии в практике профессионального ориентирования заключается в направленности на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с данными природными способностями. В настоящее время психодиагностика рассматривает личность во всех ее проявлениях, что приводит к необходимости использования разнообразного диагностического инструментария. Здесь необходимо отметить то, что личностные методики первичного и углубленного тестирования компьютеризированы. В работе мы крайне редко применяем бланковые опросники. Нам необходимо быстрое получение диагностических результатов, освобождение от трудоемких, рутинных операций подсчета и концентрации на решении сугубо профессиональных задач. Немаловажным является отсутствие ошибок обработки результатов (например, при ручной обработке теста ММРI допускается до 20% ошибок) и оперативность обработки данных в компьютерном эксперименте, что позволяет проводить в сжатые сроки групповые тестирования. Как следствие перечисленных составляющих, компьютеризация психодиагностических методик оказывает положительное действие на повышение качества тестирования, в том числе и в плане положительного восприятия тестируемого. За 3 года в нашем кабинете сложилась определенная практика работы, в процессе которой мы используем следующие методики для исследования и изучения: * сферы ребенка - опросник профессиональной готовности, опросник профессиональных предпочтений, карты интересов, опросники Голланда, Йовайши; * особенностей - опросники Кеттелла, Айзенка, тест Люшера; * и познавательных способностей - тесты Амтхауэра, Равена и многие другие. ............ |