Путешествие к трансцендентному:
впечатления от философской книги Николая Бердяева «Самопознание»
Глава I
Рождение экзистенции
Cognosce te ipsum
Кем создан этот бренный и одновременно могущественный мир, который окружает нас ежедневно? Какая неведомая сила порой толкает человека в зубастую пасть злого рока? Что есть счастье и как его достичь? Наделено ли наше существование смыслом, который мы пытаемся отыскать всю жизнь? В каком мраком покрытом уголке нашего сердца обитает душа? Вечна ли она, или обречена на небытие после смерти тленного тела? Быть может, так устроен всемирный разум человечества, что рано или поздно каждый из нас, иногда даже не подозревая об этом, начинает философствовать, пытаясь отыскать ответы на эти извечные вопросы.
Философия – наука многогранная, а механизм философствования можно сравнить с известным в физике явлением: белый цвет являет собой спектр, подобно этому вопрос о мироздании вмещает в себя неограниченное количество тем. Всё подвластно динамике, не осталась статичной и философская проблематика. С ходом времени нарушалась привычная иерархия тем, на которые рассуждали мудрецы разных эпох. Постепенно возникали новые направления в философии, которые привносили принципиально иной взгляд на устройство Вселенной.
В XX веке окрепла и встала на ноги экзистенциальная философия, одним из её родоначальников в России стал Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Его перу принадлежит более 40 философских книг, среди наиболее известных его работ можно назвать «Философию свободного духа», «О назначении человека», «Я и мир объектов», «О рабстве и свободе человека», «Смысл творчества», «Самопознание».
Сам термин «экзистенция» происходит от латинского слова «existentia», что в переводе означает «существование». Цель такого рода философии – познать тайну личности. В центре внимания оказывается человек, загадка устройства его внутреннего мира. Бердяев пишет, что «экзистенциальная философия понимает философию как познание человеческого существования и познание мира через человеческое существование», такой механизм раскрытия тайн мироустройства преподносит читателю и Г.С. Сковорода. Таким образом, мы можем явно проследить эскалацию внимания к глубинному миру личности:
Прежний способ познания мира Новый способ познания мира От познания мира – к познанию человеческого существования Через познание тайны личности – к познанию окружающего мира
Бердяев, подчёркивая «антионтологический» характер своей философии, обозначил ряд вопросов, на которые он проливает свет в своих рассуждениях: «В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи, то есть, в сущности, одна проблема – проблема человека, его назначения, оправдания его творчества».
«Самопознание» – философское сочинение Николая Бердяева – отражает экзистенциальную направленность, причём автор пытается отыскать нужный ключ, который открывает дверь к секретной лаборатории под названием «личность», через познание самого себя. Жанр книги Бердяев определяет как философскую автобиографию, которая в корне отличается от всех тех автобиографий, с которыми мы когда-либо сталкивались. ............