МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра педагогики и методик дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ «ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ»
на тему: «Психолого-педагогической анализ особенностей детской субкультуры»
Специальность 050707
Студентка ЗДШ – 51
Извозникова Татьяна Викторовна
Научный руководитель
Смирнова С.А.
г. Череповец 2011 г.
Содержание
Введение
I. Теоретические подходы к вопросу о детской субкультуре
1.1 Понятие субкультуры и признаки
1.2 Виды субкультур.
1.3 Особенности детской субкультуры
1.4 Компоненты детской субкультуры
II. Практическое изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе
Заключение
Литература
Введение
Субкультуры играют очень большую роль в социализации, так как они представляют собой своеобразный способ дифференциации развитых национальных культур, их влияние на те или иные общности и обозначения социальной и возрастной структуры общества.
Особенно сильно субкультура влияет на социализацию детей, подростков и юношей, поэтому влияние субкультуры можно рассматривать как специфический механизм социализации, так называемый «стилизованный механизм» (8, С.71).
Субкультура оказывает влияние на детей, подростков и юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, являющиеся её носителями, референтны, т.е. значимы, для них. Как правило, чем больше ребёнок, подросток или юноша соотносит свои нормы с нормами референтной группы, тем больше влияет на них возрастная субкультура.
Являясь объектом индентификации человека, субкультура становится одним из способов его обособления в обществе, одной из ступеней автономизации личности, что определяет её влияние на самосознание, самоуважение и самопринятие. Это говорит о важности стилизованного механизма в процессе социализации детей, подростков и юношей.
Традиционные науки о человеке изучали детей и детство как объект и продукт деятельности взрослых. Все понятия воспитания, социализации, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка предполагают неравенство отношений «ребёнок-взрослый». Взрослый предстаёт как субъект, учитель, а ребёнок – как объект, продукт и результат деятельности взрослого.
Чтоб понять ребёнка, выявить круг существующих проблем, необходимо рассмотреть мир детства как автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, которая обладает своим языком, структурой, функциями, традициями, а не только как продукт социализации и изучения со стороны взрослых. Современные учёные поставили перед собой задачу рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия.
И.С. Кон выделяет 3 главных подсистемы «культуры детства»:
1) детская игра;
2) детский фольклор и художественное творчество;
3) коммуникативное поведение детей.
Все три составляющие не являются новыми для науки. Но современные фольклористы и этнографы рассматривают их не только в контексте социального научения с центральной фигурой взрослого. Их интересуют более интимные, скрытые от взрослых аспекты жизни детей.
В своей работе педагоги приходится сталкиваться с детской или подростково-юношеской субкультурами. ............