Часть полного текста документа:Психология потерпевшего Курсовая работа по юридической психологии 1. Введение Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении проблем хозяйственного и культурного строительства, а также вопросов совершенствования работы правоохранительных органов и должностных лиц. Глубокое исследование вопросов требует психологического анализа личности (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики личности) и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психических явлений, их особенностей в правовой сфере. Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов определенной системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения. Психологическая культура повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации. Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования[1]. Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект - это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет - это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта, в данном случае это потерпевший, а точнее его внутренний психологический мир. Объектом психологической науки выступает психика как способность высокоорганизованной материи к особой форме отражения субъектом объективной реальности, построению неотчуждаемой картины мира и саморегуляции поведения и деятельности на этой основе. Познавательные отношения субъекта к объекту возникают как производственные от предметно-практической деятельности. Объект не тождествен объективному миру. Последний становится объектом лишь в связи с той ролью, которую он начинает играть в жизни общества. Иными словами, объектом познания становится лишь существующая независимо от человека часть объективной действительности, которая включается в человеческую деятельность, осваивается субъектом предметно-практически и познавательно. Исходя из единства, взаимосвязи объекта и предмета, можно выделить следующие задачи юридической психологии: Исследование структурных элементов предмета данной науки: личности юриста, его деятельности, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологических особенностей юридической процедуры; Изучение методологических и теоретических ее основ, разработки методики и методов теоретических и прикладных исследований; Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной и правоохранительной функции, стимулированию совместной деятельности, профессиограммы и психограммы юридических профессий и др.; Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и др. ............ |