Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж»
Психология как наука
Контрольная работа
Помазанко Александра Казимировича
Группа №94381
Шифр IV –П-950
Минск 2011
Содержание
1. Историческое преобразование определений предмета психология
2. Теории памяти в психологии
3. Основной характеристикой деятельности не является
Список использованной литературы
1. Историческое преобразование определений предмета психология
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин:
1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга.
2. В психологии как бы сливаются объект и субъект познания.
3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. И эти следствия качественно отличаются от результатов других наук. Ведь познать нечто - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. А в случае психологии это значит - научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями. При этом познавая себя, человек будет себя изменять. Следовательно, психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.
В истории психологии сложились различные представления о предмете психологии.
Душа как предмет изучения. Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".
Явления сознания как предмет психологии. В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.
В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями. В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли). Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. ............