Часть полного текста документа:Введение Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системыотношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых этииндивиды находятся друг к другу". Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляютсякак сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы иценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деянияявляются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самыхразнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного родаформальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений.В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуацииразвития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастныхэтапах действуют общие закономерности их становления и развития. Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом,которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений - это их зависимость от совместной деятельности,которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностныхотношений заключается в их уровневой природе - сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие илиотсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов. Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальнойситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенноговозрастного этапа на основе конкретно - исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может бытьприменено и к характеристике детской группы. Это прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемыеисторической эпохой, культурой и пр. Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективныйсоциальный статус, определяемый прежде всего положением детства как социально - возрастной группы в структуре общества. Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективныйаспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям , статусу, иих готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней. Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностныхотношений в детских группах. ............ |