Содержание
1. Основные положения теории деятельности в концепциях А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, их сопоставление. 3
2. Теории эмоций в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин) 6
1. Этапы и условия становления эмоциональной сферы человека. 10
4. Связь эмоций с личностью, познанием, деятельностью. Экспериментальные исследования в данной области. 23
5. Конспект статьи Макарушкиной М.А., Эйдман Е.В., Иванниковой В.Л. «Проблема воли в зарубежной психологии» . 38
Список использованной литературы.. 44
1. Основные положения теории деятельности в концепциях А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, их сопоставление Понятие «деятельность» фундаментальное понятие психологии. В самом общем смысле деятельность определяют как специфическую человеческую форму активности, содержанием которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира . Данное понятие рассматривается в психологии в двух направлениях: в качестве объяснительного принципа (Л.Я. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) и в качестве предмета исследования (Л.Я. Выготский, А.Н. Леонтьев др.).
Теория деятельности — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–егг. ХХв. В 1930–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
Всякая деятельность характеризуется определенной структурой, т.е. специфическим набором действий и последовательностью их осуществления. В зависимости от объективных условий для достижения одной и той же цели деятельность может складываться из различных действий, а их последовательность и характер тоже могут быть различными.
В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи «Принцип творческой самодеятельности», написанной в 1922г. и в окончательном виде оформившейся в 1930–е гг., в качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать „внутреннюю“ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания «внешней» практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего–то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.
В основе теории деятельности С.Л. Рубинштейна лежит понимание деятельности как «перехода субъекта в объект». По С.Л. Рубинштейну вторым моментом деятельности является связь, идущая от объекта к субъекту: «В объективировании, в процессе перехода в объект формируется сам субъект». ............