Часть полного текста документа:ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: ПСИХОЛОГИЯ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ II КУРСА ФИЯ БОРИСОВ РУСЛАН НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ЗАВ. КАФЕДРОЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ, ДОЦЕНТ КИСЛОВА Г.И. МАХАЧКАЛА 2002 г. ПЛАН РЕФЕРАТА: 1. ГРАНИЦА: ДРУГ - ПРИЯТЕЛЬ. 2. ЛЕГКО ЛИ НАЙТИ НАСТОЯЩНГО ДРУГА? 3. КОГО ВЫБИРАЮТ В ДРУЗЬЯ. 4. ОСОБЕННОСТИ ДЕВИЧЬЕЙ ДРУЖБЫ 5. ЧТО РАНЬШЕ? 6. ЛЮБОВЬ. ЛЮБОВЬ - СТРАСТЬ. 7. ЛЮБОВЬ - ДРУЖБА. 8. ЛЮБОВЬ: ВОСТОК - ЗАПАД. Дружба. "Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша - это не любовь, а дружба". Ж.-Ж. Руссо. Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорение ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодёжи становятся более поверхностными и экстенсивными, что дружба вытесняется широкими приятельскими отношениями, основанными на общности интересов и т.д. Высшие нравственные ценности - а дружба во все времена считалась таковой - всегда были дефицитными. Психологические закономерности юношеской дружбы - будь то её идеал или реальные свойства - отличаются удивительной устойчивостью и проявляются в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации. Возрастная динамика дружбы, как и прочих межличностных отношений, измеряется прежде всего степенью её избирательности, устойчивости и интимности. Рост потребности в интимном общении неизбежно психологизирует понятие дружбы. Все эти качества с переходом от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастает. Если школьники и младшие школьники не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением. Группе подростков было дано такое задание: дописать незаконченное предложение: "Друг и приятель не совсем одно и то же, т.к..." Некоторые подчёркивали близость и доверительность дружбы("друг знает о тебе всё", "с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу"). Остальные отмечали большую прочность, устойчивость дружбы ("друга выбирают на всю жизнь"), взаимопомощь ("приятель подведёт, друг - никогда(!)) Ещё более рельефную картину даёт распределение ответов по предложению: "Друг - это тот, кто..." В предложениях не связанных рамками сравнения, преобладают два мотива: требование взаимопомощи и верности и ожидание сочувственного понимания со стороны друга. Если дружба и приятельство разграничиваются более или менее строго, то число друзей не должно быть особенно велико, один - два максимум. Эта гипотеза находит своё подтверждение. Число друзей с 7 по 10 классы уменьшается, а приятелей - возрастает. Это свидетельствует о растущей индивидуализации и избирательности дружбы. Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости, поэтому самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного возраста - рост её глубины и психологической интимности. В сфере межличностных отношений это выражается в росте терпимости: ссора, которая у младших подростков означала бы конец дружбы, в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения более глубокой общности. Юношеская дружба по своей природе полуфункциональна, этим в первую очередь объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия. ............ |