Часть полного текста документа: 1. Предмет психологии и основные этапы ее становления. Предмет психологии - конкретные факты, закономерности, механизмы психики. В древние времена душа не отделялась от тела. Душа - двойник человека; ее потребности и привычки те же, что и у живых людей. Культовое отношение к душе - первоначальная форма религии. Идея о нематериальной природе души. Демокрит (5-4 век до н.э.), Эпикур (4-3 век до н.э.), Лукреций (1 век до н.э.): душа - это орган тела, дух - материальное начала. Разум руководит процессом жизни. Платон (428/27-347 до н.э.) ввел понятие о частях души: разум, мужество, вожделение (в голове, груди, брюшной полости). Преобладание одной из них определяет принадлежность индивида к той или иной социальной группе. Он является родоначальником дуализма, т.е. рассматривал материю и дух, тело и психику как два самостоятельных начала. Аристотель (384-322 до н.э.) идея неразделимости души и живого тела. Учение о растительной, животной и разумной душе. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Теория о формировании характера, в реальной деятельности. Труд "О душе". Зарождается понятие о сознании. Человек способен иметь не только восприятие и мысли, но и замечать, что они принадлежат ему, знать, что произвольные действия исходят от него. В 3 веке до н.э. врачи Герофил и Эразистрат открыли нервы. Не тело, а определенные органы (нервы, мозг) нераздельно связаны с психикой. Интроспехцианизм. Плотин (3 век), Августин (4-5 век): знание заложено в душе, которую постигает собственная деятельность. Это знание - внутренний опыт. Декарт (1596-1650) открыл рефлекторную природу поведения. Рефлекс - закономерный ответ организма на внешнее воздействие. Мышца способна отвечать и без вмешательства души, в силу устройства нервной системы. 17 век - Гоббс (1588-1679) изучал душу. Единственная реальность - механическое движение, законы которого являются законами психологии. Психология стала учением о душевных явлениях. 17 век - Лейбниц (1646-1716) выдвинул понятие о бессознательной психике. Разграничил перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию. Идея - о непрерывном развитии психического, о сложном соотношении между сознательным и бессознательным. 18 век - Дж Локк (1632-1704) родоначальник эмпирической психологии. Опыт имеет два источника: деятельность внешних органов чувств и внутренняя деятельность ума. Материалисты - Гартли, Дидро, Радищев • выводили внутреннее содержание человека из взаимодействия с окружающим миром. Идеалисты (во главе с Беркли) считали, что это создание является "первичным. Главным законом психологии являлся закон ассоциации (связи) идей. Ассоцианизм становятся господствующим направлением в психологии. 18 век - Психология способностей - Вольф (герм.) и Рид (англ.) - душе изначально присущи внутренние силы. В этом вехе постепенно созревает учение о психике как функции мозга (французские материалисты). Начало процесса мышления - впечатления, конечный - выражение мысли, а между этими процессами совершаются нервные процессы в мозгу. В первой половине 19 веха общепринято, что организму свойственны произвольные и непроизвольные движения (Чарлз Бэл - англ. И Франсуа Мажанди - фр.) Сеченов "Рефлексы головного мозга" (1S63). ............ |