Государственный университет – Высшая школа экономики
Санкт-Петербургский филиал
Факультет сокращённых программ подготовки специалистов
Специальность «Экономика и управление на предприятии»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
Организационное поведение
Работу выполнил Беляева С.А.
Группа 155
Работу проверил
Научный руководитель
Сатикова С.В.
Санкт-Петербург 2010
Психологический контракт. Его значение. Соотношение с юридическим контрактом
Трудовые отношения являются основой управления людьми во всех аспектах и состоят из комбинации убеждений работника и его работодателя по поводу того, чего они ожидают друг от друга. Это и есть психологический контракт. Его можно описать как набор взаимных, но не оформленных ожиданий. Согласно определению Шейна (1965): «Понятие психологического контракта подразумевает, что у нового члена организации, различных менеджеров и других членов этой организации существует не сформулированный в письменном виде набор ожиданий, которые справедливы во все времена».
Д. Руссо и К. Уейд-Бензони (1994) расширили это определение: Психологический контракт связан с убеждениями индивидуума касательно обещаний, его и других; эти обещания были даны, их приняли и на их выполнение рассчитывают. Поскольку психологический контракт представляет собой то, как люди истолковывают обещания и обязательства, то две стороны одних и тех же трудовых отношений (работник и работодатель) могут придерживаться различных взглядов по поводу конкретных условий.
По утверждению Геста и соавторов (1996), «он затрагивает предположения, ожидания, обещания и взаимные обязательства». Он формирует отношения и эмоции, которые влияют на формирование поведения и управляют им. Ему недостаёт многих признаков формального контракта: «Как правило, не записывают, это нечто с размытыми границами, и его нельзя привести в исполнение в судебном порядке». И они считают, что «психологический контракт лучше рассматривать как метафору; слово или фразу, заимствованную из другого контекста, которые позволяют осмыслить наш опыт. Психологический контракт — это способ истолковать состояние трудовых отношений и помочь составить план изменений». Психологический контракт по своей природе неявен и динамичен: он развивается во времени по мере накопления опыта, а при смене условий занятости происходит переоценка ожиданий сотрудников.
Психологический контракт подсказывает ответы на два ключевых вопроса трудовых отношений, которые волнуют людей: «Чего я могу обоснованно ожидать от организации», «Какой вклад и в каком объеме от меня ожидается взамен?». Однако вряд ли как сам психологический контракт, так и трудовые отношения вообще будут полностью поняты каждой из сторон.
С точки зрения работника психологический контракт будет включать в себя следующие аспекты трудовых отношений:
•обращаются ли с ним справедливо, беспристрастно и последовательно;
•надежность рабочего места;
•границы, в которых им следует демонстрировать способности;
•карьерный рост и возможность развивать свои навыки;
•участие и влияние;
•доверие к тому, что менеджеры организации сдержат свои обещания.
С точки зрения работодателя, психологический контракт охватывает такие аспекты трудовых отношений, как:
•компетентность;
•усилия;
•уступчивость;
•приверженность;
•лояльность.
Как отмечали Гест и соавторы (1996):
«В то время как ожидания работников остаются прежними — безопасность, карьера, справедливое вознаграждение, интересная работа и т.д., работодатели больше не считают возможным или обязательным предоставлять все эти блага. ............