Часть полного текста документа:1. Нормативная регуляция и общая характеристика правоохранительной деятельности Психологический анализ требует четкого знания основных функций, задач и требований к деятельности работников органов правопорядка. Такие нормативныетребования сформулированы в ряде законов Российской Федерации: Законе РСФСР "О милиции", Законе Российской Федерации "О федеральных органахналоговой полиции", Федеральном Законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", Федеральном Конституционном Законе"О судебной системе Российской Федерации", Законе Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишениясвободы", Федеральном Законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" и др. Множественность задач, стоящих перед правоохранительными органами, ведет к развитию полифункциональности, выделению групп работников, выполняющихспецифические функции. Естественно, деятельность оперативных работников органов правопорядка по своему содержанию и применяемым способам работы отличается отдеятельности, например, патрульно-постовой службы милиции. Однако непохожие по применяемым способам, деятельность различных работников правоохранительныхорганов совпадает по своим целевым параметрам. Звеном, объединяющим их и заставляющим тесно взаимодействовать, является наличие единого объектадеятельности - личности правонарушителя (преступника). Объект деятельности работников органов правопорядка (то есть правонарушитель) имеет ряд особенностей. К числу значимых для деятельностиработников следует отнести следующие характеристики правонарушителей: а) антиобщественная направленность и общественная опасность поведения; б) противодействие или сопротивление правомерным воздействиям работникам органов правопорядка; в) опыт противоправной или преступной деятельности; г) маскировка истинных целей и мотивов противоправной деятельности; д) типичность и индивидуальность в поведении; е) своеобразие связей с окружающим миром, в том числе часто наблюдаемая идентификация себя с криминальной средой. Анализ специфики правоохранительной деятельности позволяет выделить 10 общих для представителей различных служб органов правопорядка характеристик: 1. деятельность правоохранительных органов является разновидностью государственной службы и порядок ее прохождения работниками определен всоответствующих положениях о службе. Для них установлены специальные (или воинские) звания и при выполнении своих должностных обязанностей они должны,как правило, носить специально установленную форму одежды; 2. деятельность работников правоохранительных органов строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности; 3. нормативно-правовая регламентация деятельности определяет специфику правоохранительных мероприятий в сфере борьбы с преступностью и охранеобщественной безопасности; 4. как правило, выполнению правоохранительных функций противодействуют правонарушители и их пособники; 5. работникам правоохранительных органов предоставлены обширные властные полномочия, а их реализация зависит от их умений разумного, целесообразного изаконного применения власти; 6. работники правоохранительных органов обладают специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресеченияправонарушений (психологическое воздействие в виде предупреждения, замечания; применение специальных средств; физической силы и огнестрельного оружия; атакже вынесения наказания за содеянное); 7. ............ |