Введение
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. Жизненная среда включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека. От общеизвестной роли ближайшего социального окружения до социокультурной или специфически социологической ниши — все имеет принципиальное значение для психического развития индивида.
Что, на наш взгляд, следует включить в окружающие условия для полноценного развития детей со зрительной патологией? Сегодня уже очевидно, что дело не в наличии или отсутствии каких-то отдельных обстоятельств, а в целой системе факторов.
На уровне дошкольного учреждения отработана и реализуется комплексная программа помощи ребенку с амблиопией и косоглазием. Понимая значимость каждого из ее звеньев, остановимся на такой ключевой, с нашей точки зрения, проблеме, как совместная работа с семьей по воспитанию и развитию детей со зрительной патологией.
В ряде исследований подчеркивается, что основным вопросом в воспитании незрячего ребенка является отношение родителей к его дефекту. По данным В. Карвялиса, многие (75,2%) родители серьезно озабочены нарушением зрения у ребенка; 18,8%, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы сохранить остаток зрения, а 6,2% — вовсе не обращают внимания на недостатки зрения'.
В дальнейшем изложении будем опираться на данные наблюдений родителей и психологического обследования группы детей дошкольного возраста специализированного учреждения для детей с нарушением зрения Восточного учебного округа г. Москвы.
Семья — ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Влияние семьи на развитие личности ребенка доказано не только многочисленными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью. Не случайно выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский обращает внимание на то, что «слепота в разной социальной среде психологически неодинакова. Слепота для дочки американского фермера, сына украинского помещика, немецкой герцогини, русского крестьянина и шведского пролетария — психологически совершенно разные факты».
Развитие ребенка в первые годы жизни определяется количеством и качеством любви и тепла, которые он получает от родных. Родительское отношение (прежде всего — материнское) насыщает субъективный опыт ребенка, закрепляя одни переживания, ослабляя другие и образуя, таким образом, фундаментальный, базисный слой эмоциональной сферы. Обогащаясь и насыщаясь, эмоции ребенка начинают опосредовать его связи с окружающим миром, задавая характер отношения к миру в целом.
Известный представитель гуманистической психологии А. Маслоу исследовал «самоактуализацию» как центральную проблему становления личности и определил среди важнейших потребностей человека потребность в любви и принадлежности, которая удовлетворяется посредством семьи в первую очередь3.
Педагогам и специалистам известна зависимость стиля жизни человека от степени развития чувства общности в семье. У отверженных детей с холодными, отчужденными матерями чувство общности не развивается, так же как и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. ............