Часть полного текста документа:РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕФЕРАТ Тема: "Психофизическое развитие ребенка" Подготовила: врач-интерн Бутенко О.В. 2002 г. Ростов - на - Дону ПАРАМЕТРЫ НОРМАЛЬНОГО ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Новорожденный Двигательные навыки О.Н.Козак: Сам не может изменить положение своего тела. Не может удерживать голову в вертикальном положении. Лежа на животе, голову не поднимает. П.Лич: Как ни положи голого младенца, он свернется клубком, причем тело в пространстве займет положение в зависимости от того, как лежит голова. Движения будут очень ограниченными, пока он не наберет немного веса и пока не научится несколько управлять шейной мускулатурой. Может немного приподнимать голову и чуть-чуть поворачивать ее. З.Матейчек: В течение первого месяца большинство детей лежат в особой позе на боку, с сильно напряженной одной рукой и сжатой другой - "тонический шейный рефлекс" - похож на основную стойку при фехтовании. Если мы головку ребенка повернем на другую сторону, прежде напряженная рука сожмется, а сжатая станет напряженной. Свободные движения почти всегда отрывисты и конвульсивны. Возьмем ребенка под мышки и слегка приподнимем над простынкой, потом постепенно опустим. Мы увидим, как только он коснулся простынки, сразу же уперся в ее ножками, и в таком положении, как правило, он удерживает весь свой вес. И что еще интереснее - начинает "ходить" - рефлекс хождения. Движения рук и помощь самому себе Л.С.Выготский: Если вложить в руки новорожденного палец или другой продолговатый предмет, новорожденный так цепко обхватывает его, что ребенка можно поднять на воздух и подержать в висячем положении около минуты. П.Лич: Если вложить в руку ребенку свой палец или погремушку, он будет держать достаточно крепко. Если вы попытаетесь убрать палец или отнять погремушку, кулачок сожмется еще сильнее. Уровень врожденных рефлексов. З.Матейчек: Ручки сжаты в кулачки. Зрительное восприятие О.Н.Козак: Если с ним заниматься, то уже на десятый день жизни может следить взглядом за передвигающимся предметом. П.Лич: Есть свет и есть тьма, предметы, которые можно видеть, которые оказываются в фокусе его зрения и тут же расплываются. Существует врожденный механизм, заставляющий их разглядывать лица, а также предметы сложной формы или со сложным узором. Ребенок будет внимательно изучать любое лицо, любой предмет или даже рисунок, на котором изображено лицо. Он не различает предметы вдали и мало что видит, если только не взять его на руги и не оказать ему что-либо специально, поднося предметы к его лицу на расстояние примерно 20 см. Если его взгляд сфокусируется на предмете, ребенок может выразить интерес к нему каким-либо движением. З.Матейчек: Собственная рука в данный период бывает одним из главных предметов, на который направлено его зрительное внимание. Справочник педиатра: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Т.И.Серганова: Зрительное сосредоточение 2-5 сек. - с 1,5-2 недель. М.Я.Студеникин: Реагирует на яркий свет. Слуховое восприятие О.Н.Козак: Плачем реагирует на шум и сильные звуки. З.Матейчек: Способен отличать человеческий голос от любых других звуков. Т.И.Серганова: Кохлеопальпебральный рефлекс с первых дней жизни. ............ |