ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: "Введение в психологию"
Минск 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. Понятие о тесте и требования к нему. 2
1.1. Стандартизация. 2
1.2. Надёжность. 2
1.3. Валидность. 2
2. Объективные тесты.. 2
3. Тесты-опросники. 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 2
ВВЕДЕНИЕ Психодиагностические методы предназначены для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединённых по какому-либо признаку. В разных сферах жизни и видах деятельности возникают практические задачи, успех в решении которых зависит от индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Выявление психологических различий между детьми для индивидуального подхода к их воспитанию и образованию, отбор работников по психологическим качествам для обеспечения эффективной профессиональной деятельности, анализ деловых и личностных качеств для создания нормального социально-психологического климата – всё это осуществляется с помощью психодиагностических методик. Психологи при оказании помощи опираются на глубокий анализ психологических особенностей обратившегося за помощью человека, так как любые советы, консультации, рекомендации возможны только после тщательной психодиагностики личности пациента. В этой работе будут рассмотрены особенности и разновидности психодиагностических тестов, требования к ним, правила использования на практике, охарактеризованы их положительные и отрицательные моменты.
1. Понятие о тесте и требования к нему Психологический тест, в сущности, представляет собой объективное и стандартизированное измерение образцов (или проб) поведения [1, с.18]. Метод тестов относят к экспериментальному методу психодиагностики, с помощью которого проводят различные социологические исследования, а также измеряют и оценивают психологические качества и состояния индивида. Возникновение тестов было обусловлено потребностью сравнения людей по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств. Традиционное назначение психологических тестов состояло в том, чтобы измерять различия между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях. Сам термин "умственный тест" ввёл Р.Б. Кеттелл в 1890 году, а дальнейшее развитие и массовое применение тестов на практике связано с именами психологов А. Бине и Т. Симона, которые разработали метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине – Симона".
Благодаря ряду преимуществ тесты получили широкое распространение и развитие: они способствуют объективности оценок, независимо от субъективного мнения лица, проводящего исследование. Психологические тесты позволяют оценить человека соответственно цели исследования, дают возможность сравнить информацию, полученную разными исследователями. Являются достаточно быстрым методом оценки большого количества неизвестных лиц. Тестирование развивалось и продолжает развиваться нарастающими темпами, оказывая эффективное содействие в решении всё более широкого круга вопросов в различных сферах повседневной жизни. ............