Часть полного текста документа:Психические состояния детей. Стресс. В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление, достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия являются критериями оценки психического состояния человека. Встречающиеся человеку в жизни трудности могут быть им преодолены, а могут стать сильнее его. Если человек этот факт осознаёт, то он способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. Таким образом, гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с жизненной средой (другими людьми, миром природы и т.д.), при которых сохраняются здоровье человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личночтного развития. Всё это справедилво и для детей. Тем более важным становится наблюдение за психическим состоянием ребёнка как родителями, так и воспитателями детских садов, учителями в школе. Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрницательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс. Активация - активное поведение, желание изменить ситуацию, оптимистическое отношение к проблемам, уверенность в благоприятном исходе. Тонус - постоянная активность нервных центров, некоторых тканей, органов, обеспечивающая их готовность к действию. В психологии тонус раскрывается как возможность расходывать энергию, стенически реагировать на трудности. Плохая работоспособность, вялость, несобранность говорят о пониженнои тонусе. Напряжение - состояние, обусловленное ожиданием неприятных событий, сопровождаемое иногда страхом, тревогой, ощущением общего дискомфорта. При этом основной причиной возникающего напряжения часто является неудовлетворённая потребность. Стресс - интегральный ответ организма на экстремальное воздействие или повышенную нагрузку. Также понятие "стресс" рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Стресс может привести к разным заболеваниям организма. В медицине различают активный и пассивный стресс. При активном чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном сбои имунной системы. Нужно помнить, что адаптивные возможности человека очень велики , поэтому многие начальные изменения в организме, возникшие под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы. Небольшой стресс не оказывает негативного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности. Такой стресс носит название эвстресс и положительно влияет на человека. Дистресс же наоборот производит разрушительные действия в организме. Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой. ............ |