Часть полного текста документа: Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Оно получило распространение в основном в период меяжду "славной революцией" 1688 г, в Англии и революцией 1789-1790 гг, во Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления, Например, Имманунл Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций. Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога),Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций. Их индивидуализм поразительным образом уживался с коллективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками коммунизма. Как течение общественной мысли Просвещение несомненно представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого рода, не приятии догм. Именно разномыслие прооветителей, объедененных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности.В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского обццества и плюралистической демократии,правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма.За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатилноь в XIX и XX вв. Просветители вовсе не были мечтателями,витающими в облаках.Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны о злободневными проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной деятельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику правительств.Почти все они пользовались известностью как писатели, публицисты, университетские преподаватели или политические деятели. Просветители происходпли из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенотва, служащих, торгово-промышленных кругов.Разнообразны были и условия, в которых они жили.В XVIII в. нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к различиям во взглядах просветителей. ............ |