МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Академия МВД Республики Беларусь
Кафедра уголовного процесса
Вариант № 5
КУРСОВАЯ РАБОТА
Прокурор в уголовном процессе
Курсант 44 учебной группы
следственно-экспертного факультета
Академии МВД Республики Беларусь
рядовой милиции
Казеев А.В.
Минск, 2009
План
Введение
Глава 1. Понятие прокурора как участника уголовного процесса
Глава 2. Полномочия прокурора по надзору за законностью приёма, регистрации и рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях
Глава 3. Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования
Глава 4. Прокурор как государственный обвинитель
Заключение
Библиографический список
Введение
Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением нормативных правых актов изданных государственными органами. Прокуратура имеет широкие полномочия по надзору за законностью во многих отраслях законодательства. В ряде стран мира наряду с традиционными ветвями власти (законодательной, судебной и исполнительной) выделяют также и контрольно-надзорную, например, в Бразилии. Это ещё раз подтверждает важность функции государства по надзору за должным исполнением законов. На протяжении истории своего развития и становления прокуратура претерпевала значительные изменения своих задач, функций, полномочий, круг которых был обусловлен конкретными историческими условиями, складывающимися в стране. В курсовой работе мы кратко затронем исторический аспект генезиса прокурорского надзора, с момента вхождения территории Беларуси в состав Российской Империи, в результате III раздела Речи Посполитой в 1775 г. В этот период прокуратура в Российской Империи имела круг полномочий определённый ещё в 1772 году Петром I. Осуществляла она надзор за деятельностью государственных органов, в том числе и судов, однако имела место тенденция усиления роли прокуратуры в расследовании преступлений.
В результате судебной реформы 1864 года, прокуратура балы лишена надзорной функции за деятельностью государственных органов и судов. На неё была возложена функция руководства при предварительном расследовании и поддержание государственного обвинения. После упразднения 24 ноября 1917 года (Декрет советской власти № 1), прокуратура была воссоздана в 1922 г. и имела широкие полномочия, как в уголовном преследовании, так и в общем надзоре [7, C. 15]. Однако вопросы о месте прокуратуры в государственном механизме, актуальны и в настоящее время. Действующее законодательство, регламентирующее институт прокурорского надзора в Республике Беларусь, не в полной мере согласуется с концепцией судебно-правовой реформы [8, C. 9].
В научной литературе нет единства мнений, по вопросам понятия функций прокурора их системы и содержания. В большинстве своём исследуются уголовно-процессуальные функции прокурора. Существует мнение о возможности замены прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования, судебным контролем. В соответствии с судебной концепцией предполагается самодостаточная функция прокурора в уголовном процессе при осуществлении уголовного преследования и надзора за деятельностью органов предварительного расследования, однако, при ограничении надзорных функций прокурора в суде. ............