Прогнозирование и планирование в экономике
Тема: Предмет, метод и структура курса
Предметом курса явл. изучение методологии, научного предвидения, эк-кого развития субъектов хозяйствования. Методология прогнозирования и планирования предст-ет собой совокупность приемов исследования с целью познания и преобразования экономических и соц-х процессов. Включает: общие методы познания, кот. основываются на диалектике; методы конкретной науки, такие как методы анализа, моделирования, аналогия, сравнение. Структура курса предполагает изучение след. разделов:
1. Сущности и особенностей различных видов прогнозов и методов прогнозирования;
2. Технологию введения прогнозных расчетов и их анализ;
3. Особенности обоснования моделей и способов планирования на макро- и микроуровне.
Тема: Прогнозирование и планирование в системе управления
1. Сущность и значение прогнозирования и план-я.
2. Направление разработки прогнозов и планов.
3. Организация прогнозной и плановой работы.
1. Объективная необходимость прогнозирования и план-я в современных условиях обусловлена в след.:
- усложнением деят-ти фирм;
- подвижность внешней среды;
- совершенствование форм и структур управления;
- необходимость поддержания рациональных н/хоз-х пропорций;
- неспособность саморегул-я рыночной экономики особенно в усл-х кризиса.
Факторы ограничивающие использование прогнозирования и план-я в условиях рынка:
- чрезмерно высокая степень неопределенности;
- низкий уровень накопления капитала;
- отсутствие эффективных юридических и этических норм, регулирующих поведение;
- приоритет краткосрочных показателей.
2. Являясь функциями управления прогн-е и план-е осущ-ся на макро- и микроуровне. На макроуровне разработку прогнозов и планов осущ-ют органы гос-го управления и местного самоуправления. Гос-е прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны, основанных на законах рыночного хоз-вания. Гос-е планирование – вид управленческой деят-ти, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижения целей макроэкономического развития. Задачи прогнозирования и план-я на макроуровне:
1. Анализ текущей эк-кой ситуации;
2. Прогн-е темпов и важнейших пропорций развития экономики;
3. Обоснование приоритетов соц.-эк-кого развития;
4. Формирование структуры экономики и обеспечение ее материальной и финансовой сбалансированности.
Прогнозы макроуровня выражают количественные и качественные изменения, связанные с величиной D, объемов S, показателями трудовых отношений, структуры и динамики доходов и расходов, направлениями НТР, показателями внешнеэкономической деят-ти, характером преобразований в с-ме образования, экономич-и проблемами и показателями. Планы макроуровня форм-ся в виде обоснованных, утвержденных показателей соц.-эк-кого и НТР, а также в виде целевых комплексных программ и проектов.
На микроуровне в этом случае субъектами прогнозирования и план-я выступают плановые органы, функц-ые службы и отделы субъектов хоз-вания. Прогн-е и план-е микроуровня связано с разработкой прогнозов и внедрения плановых расчетов, технико-экономических и финансовых показателей деят-ти, определением форм и направлений ведения бизнеса обоснования стратегии и тактики действий субъекта хоз-вания.
3. ............