1. Планирование производственной мощности (проектная, действующая, ведущая). Учет факторов, влияющих на нее
Производственная мощность предприятия зависит, прежде всего, от наличия производственных площадей и технологического оборудования. Однако наличие самого совершенного оборудования и технологий еще не характеризует эффективную работу предприятия. Важным фактором является организация производства, состав и квалификация кадров, своевременность и полнота поставки сырья, материалов, топлива, комплектующих элементов и др. материальных ресурсов. Поэтому показатель "производственная мощность" является комплексным, учитывающим все основные производственные факторы. Он выражает способность предприятия производить максимальный объем продукции, работ и услуг в запланированной номенклатуре. Измерителем производственной мощности в условиях массового и крупносерийного производства является выпуск продукции в натуральном выражении (штуках, единицах), либо любом другом выражении. В серийном производстве мощность измеряется в условно-натуральных единицах. В единичном производстве – в нормо-часах или стоимости изделия.
Различают:
-- проектную (теоретическую, паспортную)
-- производственную мощность
-- практическую (действующую) мощность. Проектная мощность равна объему хозяйственных операций (выпуску товаров, услуг, выполнению работ), который может быть достигнут в идеальных условиях, т.е. когда влияние отрицательных факторов сведено к минимуму.
Практическая (действующая) мощность учитывает все допустимые и неизбежные потери рабочего времени (ремонт оборудования, технологические и другие перерывы в работе) при нормальной степени эффективности работы оборудования.
Факторы влияющие на ПМ:
1- ОПФ(основа ПМ)
2- стр-ра ОПФ
3- качеств-е хар-ки
4- ур-нь оптимиз-ции труда и произ-ва
5- ур-нь квалиф-ии персонала
6- использ-е ПМ
7- планируем. ТЕ произв. программы
8- своеврем-ть поставки сырья и материалов
2. Планирование конкурентоспособного ассортимента. Определение "рыночной адекватности продукта"
Планирование номенклатуры и ассортимента (продуктовой программы) – это определение такого набора производимой продукции, производство которого позволяет максимально использовать ресурсы предприятия и сделать поступление прибыли независимым от жизненного цикла продукта. Отсюда, основными целями продуктового планирования являются:
- достижение сбалансированности производства, т.е. полного и эффективного использования производственной мощности предприятия;
- снижение риска, вызванного перепадами спроса на отдельные виды продукции.
При планировании номенклатуры и ассортимента на предприятии возникает противоречие: с одной стороны, разнообразная номенклатура и широкий ассортимент увеличивают возможности сбыта, с другой – это требует специального оборудования и частой его переналадки, следовательно, растет себестоимость продукции.
Компромиссом является унификация многочисленных узлов, деталей и других компонентов различных типов продукции. Это позволяет использовать в производстве единую технологию, оборудование, обеспечивая для потребителей известную (внешнюю) степень многообразия.
Многообразие номенклатуры зависит, прежде всего, от отраслевой принадлежности предприятия. ............