Часть полного текста документа:Профилактика девиантного поведения. Формирование позитивных жизненных установок Программа тренинговых занятий с подростками 12-14 лет Служба практической психологии районного отдела образования Полуэктова Е.Д. МОУ СОШ № 37, Юренкова Е.И. МОУ СОШ № 25, Бродская О.В. ОСОШ № 4 г.Ульяновск , 2005 год Детям подросткового возраста свойственен интерес к самим себе. Чем глубже подросток осознает самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более четкими формируются у него представления о дальнейших перспективах своего жизненного пути. Но не всегда ребята способны применить знания о себе в жизни. Поэтому важно обучать подростков использовать свои знания в конкретных ситуациях. Ребята подросткового возраста более всего нуждаются в психологической поддержке, так как это период от детства к взрослому состоянию. В течение этого краткого астрономического времени подросток проходит в своем развитии большой путь через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он вступает на порог юности. Целью данной программы является: максимальное содействие психическому здоровью и личностному развитию подростков, формирование психологической готовности к самоопределению в жизни и асоциального поведения. Задачи программы: Создать условия для осознания своих проблем, а также научить вырабатывать собственную позицию и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли; Обучить способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, разрешение межличностных конфликтов; Развивать навыки эффективного общения в различных жизненных (в том числе и кризисных) ситуациях (со сверстниками, учителями, родителями и с другими людьми); Обучить подростка способам психологической защиты, способствовать формированию стрессоустойчивости. Структура программы. Программа предназначена для подростков 12 - 14 лет и рассчитана на учебный год. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в течение 40 - 45 минут (14 занятий). Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня их заинтересованности, глубины осознания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия - от упражнений на групповое сплочение до обсуждения итогов работы в группе. Занятия должны проводится в отдельном помещении, в котором можно было бы довольно быстро организовывать учебное пространство - переставлять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, связанных с двигательной активностью детей, а также чтобы участники могли сесть в круг. Занятие по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая части направлена на выявление знаний и представлений учащихся по конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практическая часть направлена на отработку различных навыков и включение их контекст поведения в конкретных ситуациях. Данная программа может проходить в форме факультатива по психологии, с привлечением специалистов СПИД-центра, наркологов, психологов центра помощи семье и детям и др. ............ |