Часть полного текста документа:1. Психологический потенциал работника органов правопорядка и его основные структурные компоненты Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в числопрофессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства. В 1782 году Екатерина II подписала "Уставблагочиния или полицейский", значительную часть которого составлял "Наказ управе благочиния". В "Наказе управе благочиния"были сформулированы качества, определенного к благочинию начальства и правила его должности (то есть требования к личности полицейского работника): 1) здравый рассудок; 2) добрая воля в отправлении порученного; 3) человеколюбие; 4) верность к службе императорского величества; 5) усердие к общему добру; 6) радение о должности; 7) честность и бескорыстие. Можно говорить о психологическом потенциале работника органа правопорядка, обеспечивающем эффективность его деятельности и реализации профессиональныхфункций. Структурно такой психологический потенциал образуется из: 1) индивидуальной профессиональной концепции; 2) морально-психологических качеств; 3) познавательных и интеллектуальных качеств; 4) эмоционально-волевых качеств; 5) коммуникативных качеств. 1. Индивидуальная профессиональная концепция. Индивидуальная профессиональнаяконцепция работника органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных профессиональных проблем, содержания,способов и приемов труда, трудностей в организации взаимодействия и личного труда. Индивидуальная профессиональная концепция в ее сформированном видераскрывает личностный смысл деятельности работника, оказывает влияние на мотивацию труда, постановку конкретных служебных и жизненных целей. 2. Морально-психологические качества. Эти качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения работника органов правопорядка. Речьидет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, профессиональной этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другомучеловеку. Нравственную основу поведения работника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга;профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдениезаконности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т. д. 3. Познавательные и интеллектуальные качества. Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют работнику получить достаточнуюинформацию о складывающейся криминогенной обстановке, особенностях личности правонарушителя и т. д. Профессиональная память работника на лица, внешностьчеловека, числа (даты рождения, например), имя, отчество, фамилию и т. д. позволяет эффективно решить профессиональные задачи. Продуктивное мышлениеработника характеризуется такими качествами, как гибкость, широта, критичность, быстрота, сообразительность, прогностичность, эвристичность и др. 4. Эмоционально-волевые качества. Деятельность работника органов правопорядка связана со стрессами и отрицательными переживаниями. Средистресс-факторов, связанных с профессиональной деятельностью, часто называют: большую загруженность работой и отсутствие свободного времени; сложности,связанные с вхождением в новую должность; повышенную ответственность за принимаемые решения; ощущение несоответствия между тем, что должен, что хотелбы и что реально делает; необходимость часто идти на компромиссы во имя сохранения служебной карьеры; недостаток обратной информации о своейдеятельности; неудовлетворительные отношения с начальством; неопределенность должностного роста; неблагоприятный социально-психологический климат впрофессиональном коллективе и др. ............ |