Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Научно-методические основы введения информатики на всех этапах обучения в средней школе. 7
1.1 Реализация курса информатики в школе в соответствии с ГОС-2004. 7
1.2 Существующая практика непрерывного обучения школьников. 11
1.3 Отечественный и зарубежный опыт непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы.. 16
Выводы по Главе 1. 22
Глава 2. Проект структуры и содержания непрерывного обучения курсу информатики с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы.. 24
2.1 Содержание обучения информатике на разных этапах обучения в средней школе 24
2.2 Подходы к отбору и формированию содержания обучения информатике в средней школе. 31
2.3 Возможные структура и содержание непрерывного курса информатики для средней школы.. 37
2.4 Практический опыт внедрения элементов разработанного проекта в рамках обучения школьников информатике. 49
Выводы по Главе 2. 55
Заключение. 57
Библиография. 61
Приложение. 64
Введение
На пороге двадцать первого века перед человеком встаёт проблема нового осмысления научных достижений, накопленных десятилетиями в области информатизации общества. Постепенно вслед за другими странами и в нашей стране начался переход к информационному обществу. За последние два - три десятилетия мир изменился самым кардинальным образом, произошло развитие компьютерной техники, информационных технологий, коммуникаций и глобальных сетей. В таком обществе информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека. По определению Н.Д. Угриновича «информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики, комплексной науки об информации и информационных процессах, аппаратных и программных средствах информатизации, информационных и коммуникационных технологиях, а также социальных аспектах процесса информатизации»[1].
Все эти изменения не могли не затронуть и образование, как одну из основных сфер общественного развития. Сегодня в средствах массовой информации можно встретить достаточно много статей о преимуществе раннего обучения информатике, начиная с детского сада, и ни у кого не возникает вопросов, почему этот предмет не прописан отдельной строкой в базисном учебном плане, готовы ли дети, учителя к воспитанию и передаче информации. В некоторых школах данный предмет вводится, начиная с пятого класса, и на то есть свои причины. Но существуют определенные преимущества преподавания информатики с начальной школы. Введение предмета информатики в начальных классах предоставляет возможности рассказать детям о компьютере, показать весь спектр его возможностей, подготовить детей к работе на ЭВМ.
На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений. Важным моментом в преподавании информатики является построение процесса обучения таким образом, чтобы не просто познакомить ученика с конкретными информационными технологиями, а научить процессу адаптации к постоянно изменяющейся информационной среде, сформировать в нём культуру равноправного члена современного информационного общества.
Кроме этого, в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется: разработать и ввести в действия государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; формировать компьютерную грамотность и ввести обязательный экзамен по информационным технологиям за курс основной школы. ............