Часть полного текста документа:Проектирование интерфейса как часть разработки ТЗ Проектирование интерфейса как часть разработки ТЗ Владислав Головач, Александр Белышкин Внедрение систем автоматизации бизнеса, как знает любой вовлеченный в эту область специалист, отнюдь не является легким делом. Если само создание системы, вообще говоря, технически не очень сложно (к примеру, нельзя сказать, что среднестатистическая система наполнена сложнейшими алгоритмами), то внедрение требует от автоматизатора недюжинной квалификации, редкого упорства и изворотливости. При этом корни многих проблем находятся в техническом задании. Как говорится, "что задумали, то и сделали", но потом иногда оказывается, что задумали-то и неправильно. Для решения проблем, возникающих при создании ТЗ, а проявляющихся при внедрении, придумано множество технологий и методов однако само их количество свидетельствует о том, что ни один метод к полному успеху не приводит. Кроме того, многие методы имеют принципиальный недостаток - они увеличивают объем части работы, пусть и ради экономии на другом этапе, и требуют серьезных инвестиций в обучение сотрудников (характерный пример - RUP). Существует, однако, подход, который не требует особой квалификации сотрудников, значительно облегчает внедрение, не увеличивая объем работ по разработке ТЗ. Сущность подхода может быть описана одной фразой - проектирование интерфейса не есть часть процесса разработки, а часть процесса создания спецификаций на систему. Здесь необходимо сделать два важных уточнения. Во-первых, интерфейс всё равно будет разработан (практика показывает, что заказчики почему-то неохотно оплачивают функциональность без интерфейса). Во-вторых, от проектирования интерфейса ничего особого не требуется - на него могут быть выделены те же ресурсы, что и в случае обычной разработки, равно как и получиться он может таким же. Авторам, зарабатывающим себе на жизнь разработкой эргономичных интерфейсов, неприятно это говорить, но интерфейс может быть даже не эргономичным, все равно внедрение будет облегчено; разумеется, в случае эргономичного интерфейса внедрение будет ещё более простым, но такой интерфейс дороже и дольше делается. Предлагаемый подход позволяет решить следующие проблемы: Устранить различия во взглядах на постановку задачи заказчика и исполнителя. Спецификации на сколько-нибудь сложные системы слишком абстрактны. Их с трудом удерживают в голове даже авторы, а до конца не понимает никто, в особенности ключевое лицо - заказчик. Для него эта спецификация ничем не отличается от сакральных письмен (многие даже предполагают, что непонятные ТЗ предназначены для того, чтобы произвести на них впечатление и содрать побольше денег). Нет разницы, что подсунут ему разработчики, реальное ТЗ или инструкцию к газонокосилке на фарси - все одинаково непонятно. Наивно предполагать, что заказчик, легко подписавший такое ТЗ, также легко примет разработанную систему. Прототипы интерфейса являются тем единственным документом, который заказчик может понять и оценить. А поняв и оценив - сознательно подписать. Облегчить процесс внедрения системы. Весомая часть проблем внедрения в качественно выполненном проекте приходится на интерфейс, созданный формально правильно, но неадекватно представлениям заказчика. ............ |