Часть полного текста документа: Проект конституции Никиты Муравьева Воспроизведено по выпуску N4 "Библиотеки декабристов", напечатанному в 1907 г. в Московской типографии "Русского товарищества" Тексту Муравьева предпослана приводима здесь краткая вступительная статья. Все примечания и разночтения в нашей публикации опущены равно как дополнения и критика на муравьевский проект - V.V. Вместо введения. Печатаемый ниже текст конституции принадлежит Никите Михайловичу Муравьеву, виднейшему члену тайных обществ. Конституция его, хотя и не была совершенно окончена и отделана, представляет, однако, собой один из наиболее законченных конституционных проектов, составлявшихся декабристами. Таких проектов было несколько, но первостепенное значение среди них имееет, конечно, известный теперь всем (в издании "Культура" под ред. Щемлева. Спб. 1906) обширный, хотя неконченный, проект П. Пестеля, названный им "Русской Правдой" - это фундаментальный труд выдающагос ума и политического деятеля, является в то же время отражением политического направления Южного Тайного Общества (не был известен членам Спб. О-ва), в противовес этому направлению является проект Никиты Муравьева, как выражение взглядов Севернаго Тайного Общества. По собственным показаниям Муравьева свой проект он начал писать осенью 1821 года, но вскоре сжег его; позже он опять принялс за составление проекта, копии с которого, по словам Муравьева, находились "некоторое время у каждого из главных членов". Это показание подтверждается наличностью двух редакций проекта, из которых одна найдена при обыске в бумагах кн. С. Трубецкого и была приобщена к делу, а друга сохранилась в бумагах И. И. Пущина (следственной. комиссии не удалось ее заполучить}, который отдал на сохранение своему приятелю до ареста, вечером 14-го декабря. Первая редакция заключает 93 статьи и краткия положени статей о Народном Вече, палате представителей, Верховной Думе, Императоре и др. Кроме того, в этой редакции находится "вступление", котораго нет в другой; вот оно: "Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого разсудка. Нельзя допустить основанием правительства произвол одного человека- невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой. Слепое повиновение может быть основано только на страхе и не достойно ни разумного повелителя, ни разумных исполнителей. Ставя себя выше законов, государя забыли, что они в таком случае вне законов, вне человечества! Что невозможно им ссылаться на законы, когда дело идет о других, и не признавать их бытие, когда дело идет о них самих. Одно из двух: или они справедливы, - тогда к чему же не хотят и сами подчинятьс оным, или они не справедливы - тогда зачем хотят они подчинять им других. Все народы Европейские достигают законов и свобод. Более всех их народ Русской заслуживает и то и другое. Но какой образ правления ему приличен? Народы малочисленные бывают обыкновенно добычею соседей и не пользуются независимостью. Народы многочисленные пользуютс внешнею независимостью, но обыкновенно страдают от внутренняго утеснени и бывают в руках деспота орудием притеснения и гибели соседних народов. ............ |