Часть полного текста документа:Проблемы урегулирования задолженности предприятий-банкротов Несмотря на то что согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоговые органы вправе применять к должникам принудительные меры взыскания, по-прежнему актуальными остаются вопросы взыскания задолженности с предприятий-банкротов. Как показывает анализ структуры задолженности по налогам и сборам, сложившейся в Республике Хакасия по состоянию на 1 апреля 2002 года, из общей суммы задолженности в консолидированный бюджет на организации, на которых ведется одна из процедур банкротства, приходится 39%. Сумма задолженности по предприятиям, уже признанным банкротами, но задолженность по которым пока не списана, составляет 52,5%. Погашение значительной суммы неурегулированной задолженности, приходящейся в основном на "мертвые" предприятия, происходит не в результате поступления средств в доход бюджета, а в результате списания сумм задолженности после ликвидации предприятий. Одновременно происходит списание не только старых долгов, возникших у предприятия до момента введения процедуры банкротства, но и списание текущих сумм, возникших в ходе ведения процедуры банкротства. Эти суммы можно было бы взыскать, если бы не проблемы, не урегулированные действующим Федеральным законом от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ). Рассмотрим некоторые из них. После того как введена процедура наблюдения и временный управляющий уведомлен о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, налоговые органы (либо уполномоченные органы в лице ФСФО России) вправе предъявить свои требования. Как только требования признаны, налоговые органы вправе участвовать в первом собрании кредиторов с правом голоса. Это, пожалуй, единственный случай, когда государство в лице налоговых (или уполномоченных) органов согласно Закону N 6-ФЗ имеет право голоса. В дальнейшем при внешнем управлении или при конкурсном производстве налоговые органы остаются в качестве "зрителей" без права влиять на принимаемые советом кредиторов решения. В соответствии с п.1 ст.67 Закона N 6-ФЗ арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, выносит определение о введении внешнего управления или утверждает мировое соглашение, причем мировое соглашение может быть заключено на любом из этапов банкротства. Именно при заключении мирового соглашения между кредиторами и должником возникает проблема урегулирования задолженности. Это обусловлено тем, что налоговые органы не имеют права участвовать в заключении мирового соглашения, но для погашения имеющейся у должника задолженности по обязательным платежам обязаны принять все меры по принудительному взысканию, вплоть до ареста имущества. В данном случае возникает ситуация, когда должник не имеет возможности исполнять заключенное мировое соглашение перед другими кредиторами, поскольку налоговыми органами к нему приняты меры принудительного взыскания. Соответственно заключение мирового соглашения теряет всякий смысл и подводит предприятие к конкурсному производству и ликвидации. Проблему можно разрешить, если ввести налоговые органы в состав кредиторов, с которыми должник имеет право заключать мировое соглашение, в том числе и на особых условиях. ............ |