Часть полного текста документа:Нужно ли что-то менять в амбулаторно-поликлинической службе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть как позитивные, так и негативные черты организации и оказания амбулаторной помощи населению. Основной целью создания сети поликлиник явилась даже по их названию приближенность к населению специализированной медицинской помощи. И эта цель была достигнута. Однако квалификация врачей-специалистов, оторванных от клинической базы, становилась все хуже и хуже. Появился даже такой термин, как "неоперирующий хирург". Поэтому было сделано много неудачных попыток объединения больниц и поликлиник, создания 2-х и 3-степенной работы врачей-специалистов, которая предусматривала чередование их работы в стационарах и поликлиниках для поддержания должного уровня квалификации. Создание сети поликлиник также приблизило к населению врачебно-трудовую экспертизу, лабораторно-техническую базу, реабилитационную и медицинскую профилактику. Возросла доступность и неотложной помощи, которая впоследствии была объединена в "подтягивании" первой до уровня второй, а получилось наоборот, что дискредитировало идею объединения. Профилактика в прежние годы велась очень активно, целенаправленно, хотя и без приписок и ошибок (профилактические и целевые осмотры, прививки, диспансеризация и т.д.). Амбулаторная служба развивались в территориально-производственном направлении, хотя реальной связи между территориальными и производственными медицинскими учреждениями фактически не было, а значит, не было и преемственности в ведении пациентов. При этом использовался планово-нормативный подход, который предполагал экстенсивность развития службы и нормирования потребностей населения ("нормативы потребности"), а не возможностей здравоохранения по удовлетворению этих потребностей. В поликлиниках предусматривалось также единство общей и специализированной помощи, однако, пациент мог попасть к любому специалисту, минуя своего участкового врача, что нередко приводило к назначению несовместимых методов обследования и лечения, а также к появлению очередей к специалистам. В то же время исследования показывали, что 30-35% всех посещений к специалистам были ненужными вообще. Сложность и громоздкость амбулаторной помощи была обусловлена значительным разнообразием амбулаторных форм (для городов и сел, предприятий, колхозов и совхозов, ведомств, взрослых, детей и женщин, отдельных контингентов больных и т.д.). С недообследованностью и недолеченностью пациентов в амбулаторных условиях частично связана и имеющая место хронизация патологии. Врачи в амбулаториях нередко допускали ошибки в ведении пациентов (например, терапевты - в 40% случаев, акушеры-гинекологи - в 30%), в результате работа заведующих отделениями вместо контроля качества помощи сводилась к контролю врачебных ошибок. Пациент был фактически бесправен, т.ч. у него не было права выбора врача. Эти и другие недостатки могли быть при желании устранены еще в прежние времена. Модель развития с/м на основе усовершенствования амбулаторно-поликлинической службы. Это развитие должно осуществляться первую очередь на уровне первичного звена здравоохранения, в учреждениях которого начинают и заканчивают лечение 80-85% пациентов. В отличие от многих стран мира, уделяющих в последние десятилетия все больше внимание развитию и совершенствования первичной медико-санитарной, попросту говоря амбулаторной, помощи, в нашем здравоохранении наблюдается существенный перевес процессов дифференциации и узкой специализации над процессами интеграции медицинской помощи населению. ............ |