Часть полного текста документа: Проблемы освещения деятельности ОВД на телевидении и в СМИ Одна из причин подобного рода искажений в том, что телевидение в лице тележурналистов проводя свое собственное журналистское расследование не ограничено законом, как допустим следователь. Только основные телеканалы (ОРТ, НТВ, РТР) и немногие другие позволяют себе такую роскошь как хранение в каталогах дорогостоящей видеопродукции 1 месяц, как того требует закон. Возможности зафиксировать видеосообщение с других источников телеинформации весьма скудны, это, в основном, только видеозапись с эфира. Поэтому, говоря о взаимодействии ОВД с телевидением, использовать юридические рычаги весьма сложно. Любой спор по какому-либо уголовному делу, вышедший на телеэкраны, чаще всего показывают слабости работы правоохранительных органов. Целостной системы законов, ограничивающих проведение журналистом расследования, не существует. Здесь журналист действует в рамках Закона о СМИ и других нормативных актов. Таким образом отсутствие общеобязательных правил поведения журналистского расследования с одной стороны, и возможности в рамках этих общеобязательных правил провести свое журналистское расследование дают тележурналисту право писать обо всем, что не запрещено законом, (например, государственная тайна) или излагать материалы так, чтобы не нести ответственности за клевету, оскорбление, диффамацию. В остальном тележурналист свободен в изложении версий расследования. На стадиях досудебного разбирательства им, когда тележурналист ведет свое собственное расследование, участие журналиста необходимо. С одной стороны - это привлечение общественности и раскрытию преступления, с другой, в соответствии с п. 4 ст. 108 УПК РСФСР, поводом и основанием к возбуждению уголовного дела являются: "статьи, заметки и письма, опубликованные в печати". Пока в законе не указывается: "и сообщения по телевидению". На мой взгляд, это весьма существенный пробел в законодательстве, хотя судебная практика имеет случаи возбуждения уголовных дел по фактам сообщений по телевидению. Сила взаимодействия тележурналиста на общественное мнение, даже выступающего только с позиции морали, имеет и юридическое действие. Односторонняя оценка деятельности правоохранительных органов, высказанная в телеэфире, приводит во многих случаях к правовым последствиям и негативно сказывается на деятельности милиции. Образ одного плохого сотрудника милиции, созданный в телеэфире, зритель сразу же связывает с работой всех сотрудников ОВД. Вот один из примеров когда в поле зрения телевидения находилась долгое время работа милиции по одному из уголовных дел. В 1991 году задержан милицией в качестве подозреваемого в совершении тяжких уголовных преступлений предусмотренных по ст. 145 УК РСФСР, грабеж ст. 218 УК РСФСР ношение и хранение огнестрельного оружия и боеприпасов, бывший помошник мэра г. С-Петербурга Ю.Т. Шутов, известный еще как друг тележурналиста А. Невзорова и спонсор телепрограммы "600 секунд". Сразу после задержания Ю. Шутов попросил сообщить о случившемся А. Невзорову. Последующие события можно назвать образно "Войной в телеэфире", где нападающей стороной был известный тележурналист, выдвинувший свою версию задержания Ю.Т. ............ |