Часть полного текста документа:Проблемы гражданско-правового регулирования недропользования П.Н. Бобин, Аспирант юридического факультета Южно-Уральского госуниверситета Недропользование в Российской Федерации регулируется в настоящее время целым рядом нормативно-правовых актов, центральное место среди которых занимает Закон РФ № 2395-1 "О недрах", принятый еще в 1992 г. (далее - Закон о недрах). Многочисленные поправки, вносимые в Закон последние годы, свидетельствуют об изменениях в правовом регулировании и необходимости кардинального реформирования законодательства. Изменившаяся практика общественных отношений требует новых законодательных решений, что, по мнению ряда авторов, обосновывает целесообразность принятия совершенно нового правового акта.[1] Отношения по использованию недр по сути своей являются экономическими товарноденежными отношениями. Гражданский кодекс РФ (ст. 130) в числе прочих объектов гражданских прав называет участки недр, классифицируя их как отдельную разновидность недвижимого имущества. Однако действующий Закон о недрах практически лишен частноправовых начал и не включает данные отношения в сферу действия гражданского права. Закон не содержит норм, позволяющих применять при регулировании отношений недропользования гражданско-правовые институты и категории. Как справедливо отмечает О.М. Теплов, "базовый федеральный закон в сфере недропользования (Закон РФ "О недрах") недостаточно учитывает положения нового гражданского законодательства, не определяет пределы гражданско-правового регулирования отношений недропользования".[2] В целом для отношений по использованию недр характерен административно-правовой метод регулирования. Взаимоотношения государства с недропользователями все еще строятся на основе императивных запретов и дозволений, т. е. носят публичный характер, несмотря на то, что в качестве одной из задач Закон декларирует развитие рыночных отношений в сфере пользования недрами (ст. 15 Закона о недрах). Согласно действующему законодательству все недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью (ст. 1.2 Закона о недрах). Участки недр не могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, муниципальных образований и относятся к объектам, изъятым из гражданского оборота, т. е. не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Участки недр предоставляются в пользование для целей, указанных в Законе. В качестве оснований возникновения прав пользования участками недр Закон называет решения уполномоченных органов государственной власти (исключение составляет возникновение прав на основании концессионных соглашений о разделе продукции, которые заключаются в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции"). Таким образом, существующий порядок возникновения прав носит административный характер. Кроме того, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. При этом права и обязанности пользователей недр возникают с момента государственной регистрации лицензии (такая регистрации осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и не имеет ничего общего с существующей системой регистрации прав на недвижимое имущество). ............ |