Часть полного текста документа:Проблема "я" и гениальность О. Вейнингер ...Каждый истинно выдающийся человек ощущает свое "я". Кто отрицает свое "я", тот не может быть выдающимся человеком. ...Каждый выдающийся человек непременно пережил в своей жизни момент, когда он с уверенностью почувствовал свое "я". Чем богаче духовно человек, тем раньше наступает этот момент. Сравним для доказательства признания трех гениальных людей, различных между собой. Жан Поль говорит в автобиографическом наброске "Правда из моей жизни": "Я никогда не забуду момента рождения во мне самосознания. Я никому не говорил об этом, но я прекрасно помню время и место этого зарождения. Как-то раз перед обедом еще маленьким ребенком я стоял в дверях нашего дома и смотрел на укладку дров, как вдруг озарил мою душу внутренний свет: "Я есть!" Я впервые и навеки увидел самого себя. Нельзя здесь допустить обмана памяти. Чужие рассказы не могли смешаться здесь с различными глубоко затаенными переживаниями души, новизна которых только и могла запечатлеть в памяти мельчайшие обыденные подробности". О подобных же переживаниях, очевидно, рассказывает и Новалис в "Фрагментах смешанного содержания". "Осветить совершенно этот факт - невозможно: его надо испытать. Это явление высшего порядка и предназначено оно только выдающемуся человеку. Но люди должны пытаться чем бы то ни было вызвать этот факт. Философствование представляет основу всех других откровений, философствование - это самоанализ, претворение эмпирического "я" в высшее - идеальное. Шеллинг в VIII главе своих "Философских писем о догматизме и критицизме", большинству мало известных, рисует такое же переживание: "Все мы чувствуем потребность возвращаться из внешнего мира к своему внутреннему "я". В этом "я" в символе неизменности мы созерцаем себя в вечном. Это созерцание есть самый глубокий и чистый опыт, от которого зависит все, что мы знаем и во что верим из мира сверхчувственного. Благодаря этому созерцанию, мы убеждаемся в том, что есть некоторое нечто, существование которого для нас несомненно, и что все остальное только "является", хотя мы и применяем к нему слово "существует". Это созерцание отличается тем от всякого чувственного созерцания, что оно создано свободой, и что оно незнакомо всякому человеку, подавленному могучим натиском предметного мира в такой степени, что свобода его не в силах вызвать в нем сознание. Люди, лишенные свободы самосозерцания, все же могут приближаться к ней промежуточным опытом, ощущением существования своего "я". Существует глубина сознания, которую напрасно пытаются познать и развить в себе. Это описано Якоби... Это интеллектуальное созерцание наступает тогда, когда мы перестаем быть объектом для себя и, уходя в свое "я", сливаем созерцающее "я" с созерцанием. Тогда в нас абсолютная вечность; не мы исчезаем в созерцании объективного мира, но мир исчезает в нашем созерцании. ...Каждому выдающемуся человеку знакомо это явление. Познание этого явления может прийти посредством любви к женщине, - потому что человек выдающийся испытывает любовь сильнее среднего человека, - а также посредством сознания вины, ибо сознание виновности по контрасту вызывает в нем высшую сущность его, оскорбленную проступком, вызвавшим в нем раскаяние: сознание вины дифференцированное в выдающемся человеке, чем в среднем. ............ |