Часть полного текста документа:Проблема соблюдения прав учащихся в условиях демократической школы Ольга Юрьевна Валетова, руководитель отдела развития НМЦ Петроградского района Санкт-Петербург Вопрос о соблюдении прав детей в сфере образования имеет существенное значение для решения ключевой проблемы развития российской школы. Речь идет о проблеме перехода школы на гуманистическую основу. Суть гуманизации - в признании ценности человека как личности, в признании его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Без соблюдения прав детей невозможно существенно изменить уровень образованности учащихся, создать условия для всестороннего развития их личности. Таким образом, гуманизация образовательного процесса - это требование сегодняшнего дня. В последнее время Российское государство обратилось к формированию политики в интересах детей. В 1992 году подписан Указ Президента России, в котором проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной. В соответствии с Указом Президента в 1993 году была разработана Федеральная комплексная программа "Дети России", включающая несколько целевых программ. Своим указом Президент утвердил "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)". В нем выделены и намечены конкретные мероприятия по шести важнейшим направлениям. Одно из них - укрепление правовой защиты детства. Для получения объективной информации о положении детей и тенденциях его изменения, начиная с 1994 года, разрабатываются и представляются в Правительство России ежегодные государственные доклады о положении детей в Российской Федерации. Анализ этих материалов позволил сделать вывод о том, что ведется целенаправленная работа, как на федеральном, так и на региональных уровнях, по созданию нормативной базы, обеспечивающей соблюдение прав детей. Многие документы, гарантирующие соблюдение прав детей или регламентирующие деятельность различных организационных структур по соблюдению прав детей, уже утверждены. Особенно активно ведется работа с целью выработки соответствующих механизмов защиты прав отдельных категорий детей. Имеет место создание различных социальных, педагогических, медицинских служб для оказания помощи и защиты интересов всех категорий нуждающихся детей. Однако, на фоне положительных тенденций имеют место и ярко выраженные проблемы, касающиеся соблюдения прав детей в РФ. Можно выделить неполное соблюдение следующих групп прав детей: личные права (право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления и т.д.). право на образование. На сегодняшний день существующие механизмы реализации и защиты прав детей несовершенны. В современной научно-педагогической литературе нет пока еще работ, в которых обобщенно и всесторонне рассматривались бы права детей и предлагались конкретные механизмы реализации и защиты этих прав. Первая работа, комплексно оценившая состояние соблюдения прав детей, включающая теоретическую часть и специальное обследование, опубликована в 2000 году (см. ............ |