1. Проблема профессионально важных качеств профконсультанта
1.1 Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях
Психологи-профконсультанты в условиях затянувшихся социально-экономических преобразований, происходящих в современной России, выполняют важнейшую миссию. Эта миссия заключается не только в том, что они участвуют в решении проблемы безработицы, но и в том, что они пытаются помочь своим клиентам найти свое место, самоопределиться в конкретном социо-культурном «пространстве», в «пространстве» недосамоопределившегося российского общества. Таки образом, сама подготовка и переподготовка специалистов-профконсультантов должна быть ориентирована не только на решение острых социально-экономических проблем, но и проблем социо-культурных, и в немалой степени проблем этических, поскольку каждый не самоопределившийся, не нашедший себя в реальном обществе человек (выпускник школы, безработный) – это настоящая трагедия.
Сейчас времени среди специалистов, так или иначе связанных с подготовкой и переподготовкой кадров утвердилось мнение, что именно личностная составляющая профессиональной деятельности является наиважнейшей. Еще в 1913 г. известный отечественный ученый С.М. Богословский определял профессию как «деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при этом специально подчеркивал, что названная профессиональная деятельность еще должна «признаваться за профессию личным самосознанием данного лица».
Современный исследователь А.К. Маркова, рассуждая о «модели специалиста», выделяет «модель деятельности специалиста» и «модель личности специалиста». Но при этом сама «модель личности специалиста» определяется часто как «совокупность его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника». Хотя известно, что личность – это не просто «совокупность» или набор качеств, это принципиально новое, качественно-своеобразное психологическое состояние.
Э.Ф. Зеер, рассуждая о профессиональном становлении личности, говорит об этом как о «процессе прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление» и подчеркивает, что «становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения». Такое понимание формирования личностной составляющей деятельности специалиста, на наш взгляд, схватывает некоторые сущностные моменты («самосовершенствование», «самоосуществление», «собственная активность» и «потребность в развитии»), но остается неясным сам механизм такого формирования. При этом сам Э.Ф. Зеер пишет, что на сегодняшний день «понятие профессиональное становление личности в психологии еще не закрепилось».
Таким образом, можно более четко обозначить проблему формирования «личностного ядра специалиста». Во-первых, следует еще разобраться, что понимается под личностной составляющей профессиональной деятельности, чем вообще характеризуется «личностное ядро специалиста». ............