Часть полного текста документа: "Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека" Т.Вульф Прошло не так много времени как на смену свахам и знакомствам через родственников пришли службы знакомств, предлагающие своим клиентам электронные базы данных, которые позволяют выбирать потенциальных "партнеров" практически по любым параметрам - цвету волос, росту, весу, интересам, уровню интеллекта и др. На смену одинокому москвичу, желающему познакомиться пришли мужчины "без в/п., с в/о, без мат. пробл., без компл.", интересующие женщинами "с атрибутами женственности, вплоть до чрезмерных"1. Клубы "Для тех, кому за тридцать" превратились в ночные клубы "Для тех, кому за двенадцать". Красные флаги на весенних демонстрациях сменились на черно-красных полотнища, бритые затылки и битых представителей "кавказской национальности" вне зависимости от времени года. Компьютер становиться не просто печатной машиной с экраном, а порой единственным "собеседником", помогающим забыться или измениться входя в "чаты", меняя имена. Партсобрания и политинформация преобразились в воскресные собрания, а вопрос про партийность в анкете при приеме на работу приобрел очертания армии2 целеустремленными молодых, останавливающих прохожих скороговоркой "здравствуйте-можно-к-вам-обратиться-верите-ли-вы-в-бога". Все эти и многие другие примеры изменений, произошедших за последние два десятилетия в нашей стране говорят, на мой взгляд о том, что проблема одиночества все также тревожит людей, вне зависимости от количества сортов колбасы в магазине, возможности зарабатывать сколько хочется или открыто говорить о своих убеждениях. Конечно, порой бывает трудно разглядеть лики одиночества за черными стеклами иномарок, воплями "Хайль-Янки-Гоу-Хоум" и "свободными отношениями". Однако, вне зависимости от того, какую форму оно обретает, человек, оставаясь наедине с собой, как и много лет назад думает, что ему делать со своим одиночеством. Перефразируя Т. Уильямса, можно сказать, что человек думает как ему жить дальше, будучи обреченным на пожизненное заключением в одиночной камере своего "Я". Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования. В этой работе я хотел бы сделать обзор как некоторых психологических взглядов об одиночестве, так и мнений психологов и философов о том, что делать человеку с одиночеством и как полноценно жить с ним. Психологические представления об одиночестве 1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман) Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство. Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть "нормальное" и "преходящее умонастроение", возникающее в результате отсутствия конкретного "кого-то". Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как "червь" разъедает сердце), константное ощущение. ............ |