Часть полного текста документа:Формы социального контакта, влияния и восприятия. В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию контакта двух или более людей. Формы контакта: I) простое соприсутствие, 2) обмен информацией, 3) совместная деятельность, 4) равная обоюдная или асимметричная активность. В ситуации контакта могут возникать социально-психологические феномены: социальное влияние (поведение одного человека подобно поведению другого); суггестия - подверженность влиянию, критерием суггестии является степень сходства поведения человека и установок, внушаемых ему. Активное социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ на проблему (R3) более сближается с ответом другого человека (R2), чем с собственным первоначальным ответом (R1). Выделяют следующие социально-психологические феномены влияния. 1. Фацилитация - усиление энергии человека в присутствии других людей. 2. Конформность - подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм. Внушаемость - это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). Конформизм - это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. Различают а) внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) - мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная конформность). 3. Групповая нормализация - формирование усредненного группового стандарта-нормы. 4. Экстремизацня - итогом обсуждения может быть не выработка средней нормы, а приближение общегруппового мнения к одному из полюсов континуума всех групповых мнений. Американцы называют этот феномен "Сдвиг к риску", т. е. решение, принимаемое группой, более рискованное, чем решение, принимаемое индивидуально. Если после групповой дискуссии человек возвращается к той же проблеме, он склонен принимать более рискованные решения, Чем до группового обсуждения. 5. Проблема подчинения авторитету (если меняется статус человека и статус другого человека, то в результате меняется психологическая позиция человека). 6. Влияние меньшинства (при определенных условиях влияние меньшинства может быть значительно ощутимым). Рассмотрим указанные феномены несколько подробнее. Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием, каких факторов человек уступает группе? 1. Прежде всего влияют характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне: причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин, но впрочем не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. ............ |