Часть полного текста документа:Проблема гуманизации человеческой деятельности. Развитие альтруистического поведения как одно из направлений гуманизации Солнце не ждет, чтобы его просили уделить часть своего света и своей теплоты. Точно так же делай и ты все зависящее от тебя добро, не ожидая, чтобы тебя об этом попросили. Эпиктет Не причиняй зла никому и делай добро всем людям, хотя бы потому, что это - люди. Цицерон Человек в современном обществе Качественное изменение жизни человека, последовавшее за бурным научно-техническим прогрессом последних ста лет и социально-политические изменения, вызвавшие "пересмотр" ценностных ориентиров бытия человека. "Великие Обещания Безграничного Прогресса" индустриального века, как об этом пишет Э. Фромм, дали человеку предчувствие господства над природой, материального изобилия и неограниченной личной свободы для всех. Техника дала иллюзию всезнания, а наука - всемогущества. Основными психологическими предпосылками этой индустриальной системы стал радикальный гедонизм (как стремление к удовлетворению любого желания или потребности) эгоизм, и себялюбие. В современном обществе все большее значение приобретает модус обладания, означающий быть эгоистом; владеть, не делясь с другими; логику "чем-больше-я-имеею-тем-больше-я-значу"; не возможность полного удовлетворения своих потребностей. Другим симптомом этого морального заболевания является презрение к природе - как ко всем вещам и людям, не задействованных в процесс машинного производства. Все это, вместе с одержимостью работой, идеалом полного безделья в свободное от работы время и появлением возможности удовлетворения потребностей не только у меньшинства, привело к сдвигу представления о человеке, его месте и цели существования. Потеря чувства уникальности и значительности индивида, овеществление и себя и других отразились в потере веры в человека и собственные силы. "Мы - стадо, верящее, что дорога, по которой мы идем, должна вести к цели, раз мы видим, что и другие идут той же дорогой" - подытоживает Фромм. "Мы в темноте и ободряем себя тем, что слышим чей-то свист в ответ на наш собственный". Ориентация на модус Иметь приводить к тому, что человек становиться Манипулятором, противоположностью которого, по мнению Э. Шострома, является Актуализатор. Автор выделяет следующие причины манипуляции: * наличие вечного человеческого конфликта между опорой на себя и внешнюю среду; * не умение любить и не принимать себя. Нормальным отношением между людьми является любовь, которая предполагает знание человека таким, какой он есть и уважение его истинной сущности. Большинство из нас не понимают, что нельзя полюбить другого не полюбив себя. Мы думаем, что чем более мы совершенны, тем более любимы. В действительности же, чем выше наша готовность принять себя со всеми недостатками, тем больше нас любят; * боязнь тесных межличностных контактов, которая приводит к тому, что люди начинают играть в игры для того, чтобы избежать интимности; * наличие ориентации на получение одобрение всех. Стиль жизни Манипулятора базируется на четырех принципах: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. В отличии от него Актуализатор ищет в себе самобытность и уникальность. Манипулятор же наоборот загоняет это внутрь и повторяет, копирует чьи-то поведенческие модели. ............ |