Реферат
Проблема эмансипации женского населения стран Магриба
Политическая модернизация в странах Магриба продиктована желанием правящих кругов этих стран преодолеть экономические и политические трудности за счет активизации деятельности разных слоев населения и мобилизации наиболее дееспособных сегментов общества. Как писала американский политолог Л.ранд, «политическая либерализация – это демократический процесс, связанный с беспрецедентным расширением действующих лиц на политической сцене» (1, с. 3).
По мере углубления процесса политической модернизации в странах Магриба складываются силы и вне существующей политической системы. Одной из таких новых сил становится формирующееся женское движение, медленно и трудно пробивающее себе дорогу в таких традиционных и консервативных мусульманских странах, как Алжир, Марокко и Тунис.
Еще в 1932 г. В Алжире состоялся международный съезд женщин из стран Средиземноморья. Однако он был преимущественно европейским по духу и по составу участниц. Начало женскому движению было положено участием женщин в борьбе за независимость. Алжирские женщины сыграли заметную роль в боевых действиях или заменяли ушедших на войну мужчин на производстве. В 40-е годы XX столетия возникли первые женские организации в Марокко. В Тунисе созданные еще в 1936 г. первые женские организации были ориентированы на распространение образования. В 1945 г. был образован Союз тунисских женщин (СТЖ), в который вошло 30 тыс. человек. Почти повсеместно возникли благоприятные условия для развития женского движения за равноправие. Осознание ими своей новой роли в обществе повлияло в дальнейшем на динамику женского движения. Тем более, что власти получивших независимость государств создали правовую основу для подобной деятельности, чему способствовала и проводимая правительствами политическая модернизация.
Вклад женщин в освободительную борьбу заставил руководство Фронта национального освобождения (ФНО) Алжира обратить внимание на проблему женской эмансипации. Первые документы ФНО – Сумманская (1955 г.) и Триполийская (1962 г.) программы и Алжирская хартия 1964 г. – в качестве одной из важнейших задач алжирского общества выдвинули достижение равноправия женщин. Однако после отставки президента А.Бен Беллы в стране возобладала тенденция на укрепление норм мусульманской морали. В Конституции и Национальной хартии 1976 г. эмансипация женщин декларируется, но при соблюдении морально-этических норм ислама. Проекты создания кодекса семейного права в 1963, 1966 и 1973 гг. так и не были вынесены на всенародное обсуждение.
Принятая в 1962 г. марокканская конституция гарантировала равенство всех граждан. Марокканский уголовный кодекс предполагал суровое наказание за насилие сексуального характера. Персональный же статут – муддавана – основывался на мусульманском праве.
Наиболее прогрессивным было законодательство в Тунисе, где, как считает известный местный политик и общественный деятель С. Шаабан, «нет ни одного закона, в той или иной мере дискриминирующего женщину»
Еще Кодекс гражданского состояния 1956 г. законодательно закрепил равноправное положение тунисской женщины. Тунис является единственной страной, где статьей 18 кодекса запрещена полигамия. ............