«Проблема бытия в философии»
Содержание.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Категория бытия. Иерархия и формы бытия…………………………....4
2. Проблема атрибутов бытия (движение, пространство, время,
отражение, системность, развитие)………………………………….....12
3. Законы и категории бытия (законы и категории диалектики)……..…16
Заключение………………………………………………………………21
Литература……………………………………………………………….22
Вступление.
Нас, людей, как мыслящих существ, естественно интересует вопрос: как возник наш человеческий мир, что ему предшествовало, благодаря чему он стал возможным? Что представляет собой реальный предмет, реальный мир? Каково его бытие? Мы, конечно, уверены в том, что бытие есть, но на чем зиждется подобная уверенность? И что такое “бытие есть”?
Проблема бытия, разработанная в немецкой философии примерно в середине XVIII века, просуществовала в заданном немецкой классикой виде почти 200 лет, и инициировала постановку многих фундаментальных проблем философии; к ним принадлежат вопрос об отношении мышления к бытию, идея активности мышления, тема противоречий в мышлении и бытии и т.д. В середине XVII — начале XVIII вв. понятие бытия еще не сформировалось; философское внимание в этот период было сосредоточено на понятии природы. Сначала это была природа, тесно связанная с актом божественного творения, вследствие чего зачастую сливалась с Богом, как, например, Бог-природа у Спинозы. Однако допущение такого нераздельного единства позволило уже ввести в природу самодвижение, признать развитие ее по имманентным законам.
С середины XVIII в. понятие природы трансформируется в понятие бытия. Экспериментальная наука ищет в философии способ адекватно познавать истину; в то же время философия, по собственному признанию многих философов (таких, например, как Фихте), складывается как “наукоучение”, т.е. как методология и логика науки. Именно разработка философского мышления в виде наукоучения выдвигает в центр философской проблематики категорию бытия. Дело заключается в том, что коль скоро философия становится “учением о науке”, она исходит из того, что вместе с наукой как всеобщей формой знания формируется познающий теоретический разум. Природа в связи с этим как бы раскалывается на собственно природу и несобственно природу — разум; место первой начинает занимать бытие, так или иначе взаимодействующее с мышлением (разумом).
Без превращения природы в бытие и определения самого понятия «бытие» мышление не могло бы быть понято как теоретический, познающий разум, а философия – сформироваться как логика науки.
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
1. Категория бытия. Иерархия и формы бытия.
Человек, представляющий собой открытую систему, может существовать и функционировать только во взаимосвязи с окружающим миром, осуществляя с ним вещественный обмен. Важное значение в раскрытии взаимосвязи человека и мира, выявлении их сущности и проявления этой сущности в действительности имеет категория «бытие». ............