ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи. [12]
Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью. [12]
Не только врачам, психологам, педагогам, но и родителям знакомо понятие “адаптация”. Бытовое его определение звучит так: “Приспособление организма к изменяющимся условиям существования”. Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни. [14]
Интерес к проблеме адаптации (а вместе с ним понимание ее социального значения) возникает в конце 40-х - начале 50-х годов. Впервые на его важность в нашей стране указала Н.М.Аксарина. [14]
В основу ранних исследований был положен ряд положений, которые нашли свое отражение в педагогической практике. [14]
Многочисленные исследования отечественных ученых (Ватутина, Соловьева, Лисина и др.) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье согли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. [21]
Профессор Н.М.Аксарина, касаясь этой темы, приводила пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. [21]
Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. [10]
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ
Адаптация (позднелат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды.
Ч.Дарвин установил (1859), что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции - изменчивости, наследственности и естественного отбора. [4]
В физиологии и медицине понятие адаптации обозначает процесс привыкания. ............