Часть полного текста документа:ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ Природопользование на Соловецких островах началось в середине XV века. Маленькая лодочка причалившая к будущему Савватьево с двумя монахами - Германом и Савватием, мечтавшими лишь об уединении и богосозерцании, оказывается, привезла на остров не только цивилизацию, в ней святые отшельники мало нуждались, но еще и духовное, творческое преображение в то время страшного, от бывших языческих шабашей, и дикого, необитаемого природного мира. Именно эти люди - святые, преподобные положили первый камень в основание будущего соловецкого дома, крепкого и богатого, не подверженного природным и экономическим кризисам, с любящей и трудолюбивой монашеской семьей в нем обитающей. Но не они были основателями этой монашеской семьи. После смерть Савватия, вместе с Германом на остров плывет Зосима, первый соловецкий игумен, собравший вокруг себя братию, молитвенник, труженик, и уже хозяйственник. Прежде чем говорить о хозяйстве монастыря и о взаимодействии его с природой, давайте оглядим наши острова и коснемся некоторых его природных особенностей. А особенности эти уже с первых попыток освоения Соловецкого архипелага человеком придали своеобразие его технологической деятельности. К примеру, при создании различных сооружений на островах использовали исключительно камень, в то время как весь север славится деревянным зодчеством. Соловецкий остров совершенно лишен хлебородной земли. Поверхность его состоит из скал и озер, да холмов, заросших лесом. Климат здесь не столь суров и море замерзает только у прибрежной полосы, что несколько умеряет зимнюю стужу, но земля здесь не может прокормить своих обитателей. Поэтому, еще при жизни святого Зосимы монастырь направил свою хозяйственную деятельность на развитие промыслов и поиск удобных почв на материке. Вот как описывает монастырское хозяйство того времени его житие: "И дров множество рубили и заготавливали, и воду из моря черпали, и соль варили, и продавали торговцам и получали от них всякие орудия на потребу монастырскую, трудились и в прочих промыслах, ловили рыбу: И так кормились от своих трудов в поте лица". Землю, конечно, тоже обрабатывали, даже были свои диковинки - вывели свой сорт репы (а репа, тогда была, как сейчас картофель, незаменима). Вскоре бояре начинают дарить монастырю земли, первая такая дарственная грамота принадлежит Марфе Борецкой. Но такие подарки далеко не радуют местных жителей, отношения их с монахами в ту пору не всегда складывались мирно, звероловы и рыболовы заезжали сами на Соловецкие острова, чиня инокам обиды, и этот вопрос (судя по житию) приезжал улаживать в Новгород преподобный Зосима. После его настоятельства сменилось 18 игуменов до великого Филиппа. О нем хочется поговорить особенно и, конечно, перечислить его труды и заботы как соловецкого игумена (хотя как мы помним закончил он свои дни мученически в сане московского митрополита). Еще только одно замечание, умирая, Зосима предсказал обители славное будущее: "Телом я ухожу от вас, но духом неотступно с вами пребуду; и да будет вам ведомо: если я обрету благодать перед Богом, то обитель моя по отшествии моем наипаче распространиться, и соберутся братий множество в духовной любви, и умножится святая сия обитель всяким обилием духовным, и в телесных потребах они не оскудеют". ............ |