Часть полного текста документа:Припоминание как основа развития музыкальной памяти, внутреннего слуха и активности музыкального мышления С.А.Мальцев Многолетний опыт преподавания сольфеджио на музыкальном факультете педагогического училища даёт некоторое основание для анализа проблем, с которыми приходится сталкиваться преподавателю на первых же занятиях с первокурсниками; на преодоление этих трудностей часто уходит много времени. Уровень учащихся как по способностям, так и по знанию предмета бывает, как правило, различен, так как все они учились в различных музыкальных школах, студиях, отличающихся друг от друга и уровнем возможности набора (я имею в виду способности детей), и уровнем преподавания сольфеджио. Почти во всех случаях сразу бросается в глаза отсутствие осмысленности производимых действий - исключительно важного момента для развития и воспитания музыкального слуха. В настоящей статье мне хотелось бы поговорить о припоминании как о необходимом элементе музыкального мышления, предшествующем любому практическому действию в интонационном воспроизведении (вслух или про себя) звука, интервала, аккорда или мелодического оборота. Припоминание (или воспоминание) как навык, как попытка восстановления в памяти тех или иных музыкальных элементов, уже слышанных и даже хорошо знакомых, необходимо не только в любой форме работы на уроке, но и в любом виде музыкальной деятельности. Припоминание тем более важно, что теоретические знания идут вслед за слуховыми ощущениями, должны опираться на уже имеющийся слуховой опыт. Не случайно в музыкальных школах преподаватели пытаются ассоциировать звучание, например, интервалов с чем-либо уже знакомым для детей: секунда - "клякса" или "ёжик", кварта - "труба" и т.д. - и лишь потом переводят эти слуховые ощущения в просто секунду, кварту и т.д. Воспитание и развитие музыкального слуха можно разделить в этом смысле на два необходимых и последовательных этапа. Первый этап - от слухового опыта и ассоциаций - к теоретическим знаниям, то есть воплощение звучания в теорию. Формула: Зучание (слуховой опыт) -> Ассоциации -> Теоретические знания Второй этап - это обратный адрес, то есть воплощение теории в звучание. Формула: Теоретические знания -> Ассоциации (припоминание теоретическое) -> Припоминание(интонационное) -> Воспроизведение Сейчас разговор пойдёт только о втором этапе, в котором в большей степени присутствует припоминание. Мы затронем только некоторые формы работы, с которых и начинается привитие навыков осмысленности каких-либо действий, то есть проведение определённой умственно-слуховой работы, предшествующей любому действию. Привычка припоминания, особенно на начальной стадии развития музыкального слуха, важна не только как средство, активизирующее музыкальное мышление ребёнка, но и как активная, постоянная тренировка его слуха, ибо мало для развития слуха только понять, что для этого требуется. Именно за этим осознанием и должна следовать тренировка слуха, что и даёт припоминание. И чем чаще в работе присутствует припоминание, тем интенсивней эта тренировка. Двух часов в неделю, отводимых для занятий сольфеджио (то есть две тренировки слуха в неделю) бывает недостаточно, тем более, что, как правило, эти два часа объединяют вместе в один день, и здесь возрастает роль домашней самостоятельной подготовки, в которой, к сожалению, наши учащиеся, в силу разных причин, не слишком усердствуют, лишая себя тем самым тренировки и, отсюда, успешного продвижения в развитии своего слуха. ............ |