Часть полного текста документа: П Л А Н : --------- Введение. Исторические причины крещения Руси 1. Первые христианские общины на территории Киевской Руси 2. Крещение киевлян 3. Распространение христианства в других землях Заключение Использованная литература Введение -------- Принятие "греческой веры" - христианства было исторической необходимостью, так как уравнивало Русь с остальными государствами, где на язычников смотрели как на неполноправных. Вслед за Киевской Русью христианство принимает ряд славянских и скандинавских ("ва- ряжских") народов Северной Европы. "Принятие христианства, - это факт несомненно первостепенной важности" (см.: Б.Д.Греков. Киевс- кая Русь), а летописец оценивает его как "грандиозный" (см.: По- весть временных лет). 1. Первые христианские общины ----------------------------- "В IX-X вв. в Восточной Европе складывается крупнейшее раннефеодальное государство Русь с политическим центром в Киеве. Этому периоду соответствовала так называемая языческая религия, которая явилась частью огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячеле- тий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий" (Рыбаков Б.А. Язычество древних словян). Языческая религия выступала против порабощения славянст- ва кем бы то ни было, в защиту его полной независимости. Между тем феодалам, владельцам крупных поместий - княжеским воеводам, военачальникам - тысяцким всё это не могло нравиться, особенно тогда, когда пример Византии, Греции, западных стран Европы, воочию указывал, что другая религия, например христианская, поддерживала развитие торговли, способствовала нового феодального способа производства и феодальных отношений. Были и другие обстоятельства, влиявшие на распространение христианства среди восточных славян. Отдельные их группы испове- довали христианство уже с середины IV в., в частности в районе Херсонеса. Восточнославянская знать была заинтересована в установ- лении тесных торговых контактов с Византийской империей. Но вхо- дить в тесные деловые отношения с византийцами им мешала разность вер. Купец-христианин мог легко договориться со своим византийс- ким единоверцем. Купец-язычник был лишён такой возможности. И та, и другая вера отрицательно относилась к подобным контактам. В середине 60-х годов русами пришлось испытать на себе несуолько несчастий: неурожай и вызванный им голод, и затем и эпи- демии (проказы, например); гибель большого флота в результате неу- дачного похода на византийскую столицу. Всё ээто бросило тень на языческих богов, которые, получив традиционные жертвоприношения, должны были, по мнению верующих, смилостивиться, противодействовать злым духам, не допустить несчастий. Когда эти надежды не оправда- лись, авторитет языческой религии и её богов сильно пошатнулся. Поиск новой веры становился всё более активным процессом. Христи- анство и христианский бог, так хорошо помогавший "своим", выглядел всё более привлекательным. Однако тут были и отрицательные моменты. Принятие "варварской" страной христианской религии и цер- ковной иерархии подчиняло её политическому влиянию и культурноьу воздействию Византии с её уже устоявшимся государственным статусом. Руссы превращались, можно сказать, в вассалов Византии со всеми вытекающими отсюда последствиями ("вассальная зависимость"). ............ |