Часть полного текста документа:Принципы правового регулирования малого бизнеса: сравнительный анализ В соответствии с Законом Республики Молдова "О поддержке и защите малого бизнеса" от 20.05.94 №. 112 были определены основные принципы, направления, виды и формы поддержки малых предприятий, гарантии и способы их защиты независимо от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования, отраслевой принадлежности и иной специфики их деятельности. То есть, в нем впервые в республике определены некоторые принципы, статус приоритетов поддержки малого бизнеса, критерии отнесения субъектов хозяйственных субъектов к мелкому или малому предприятию, независимо от отраслевой принадлежности. В частности, к мелкому предприятию относятся хозяйственные субъекты со среднегодовой численностью занятых - от 1 до 19 человек, а к малому - от 20 до 75 человек. Причем законодатель не установил количественные критерии для средних предприятий. Интересно, что в Российской Федерации значительно позже (в 1995 г.) также были изменены количественные критерии малого предприятия в сторону уменьшения: в промышленности, строительстве и на транспорте малым считается предприятие, использующее до 100 человек, в научно-технической сфере - до 60 человек, в оптовой торговле - до 50 человек и в сторону увеличения - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек, в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Многие количественные и качественные критерии, которые применяются на Западе законодатели и в Молдове (в большей степени), и в Российской Федерации не используют, то есть эти критерии не получают правовой оболочки; идет процесс сокращения, приватизации крупных предприятий в мелкие и средние предприятия. Причем малые предприятия в основном существуют как бы сами по себе, то есть, не связаны с крупным бизнесом за редким исключением из этого факта; мелкие и средние фирмы чиновники "экспроприировали", "прихватизировали" через подставных лиц бывшие бюрократизированные крупные социалистические государственные предприятия и, в конечном счете, вытеснили пролетариат как класс; не определен статус рискового (венчурного) бизнеса и его сторон (новатор, руководитель рискофирмы и инвестор), то есть бизнеса, в основе которого лежит способность предпринимателей аккумулировать финансовые средства различных источников для завершения научно-технических проектов, потенциально оцениваемых как высокоприбыльные. В Государственной программе поддержки малого бизнеса на 1999-2000 годы* предусмотрен Раздел 1. "Разработка и совершенствование законодательной базы". * См.: Приложение N 1 к Постановлению Правительства Республики Молдова "О Государственной программе поддержки малого бизнеса на 1999-2000 годы от 5 августа 1999г № 750. В этом разделе, зафиксировано, что продолжится процесс совершенствования правовой базы, позволяющей упростить и облегчить процедуру регистрации малых и мелких предприятий, выдачу лицензий для осуществления предпринимательской деятельности, участие малых предприятий в поставках собственной продукции для государственных нужд. В этих целях предусмотрено разработать законы об обществах с ограниченной ответственностью, о поддержке и развитии малого бизнеса (в новой редакции), о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Молдова в части налогообложения и учета результатов хозяйственной деятельности. ............ |