Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Факультет общего менеджмента
Кафедра мировой экономики
Контрольная работа № 1
«Применение классических и современных теорий международной торговли к автомобильной промышленности»
Санкт-Петербург
2009
Теорема Хекшера-Олина
Страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства.
Доказательство: Хекшер и Олин сосредоточились только на двух факторах производства – труде и капитале.[1] Отрасль автопром возникла значительно позже данной теории. При производстве автомобилей помимо труда и капитала ключевыми факторами являются технологии, знания и инновации, требующие высококвалифицированной рабочей силы и вследствие этого обеспечивающие динамически устойчивое развитие страны. Такие факторы вводятся только Леонтьевым в 1953 г.
Вывод: Таким образом, для отрасли автопром теория Хекшера-Олина не применима.
Теория абсолютных преимуществ
Стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества.
Доказательство: Прежде всего, следует отметить, что автор данной теории, А.Смит, опирался на фактор труда. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он писал, что «величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда».[2] Как было рассмотрено выше, при производстве автомобилей важными факторами являются капитал, высококвалифицированный персонал и технологии – факторы, отсутствующие в теории абсолютных преимуществ. Согласно теории абсолютного преимущества каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом. В настоящее время стран, обладающих исключительным преимуществом, не существует. Так, в настоящее время, например, США и Япония – лидеры по производству автомобилей, специализируются так же на производстве электроники и информационных технологий (Япония), телекоммуникационного оборудования, авиалайнеров (США).
Вывод: Таким образом, для отрасли автопром теория абсолютных преимуществ не применима.
Парадокс Леонтьева
Парадокс Леонтьева - наблюдение, не подтвердившее теорию Хекшера-Олина при анализе внешней торговли США за 1947 г. Парадокс Леонтьева заключается в следующем: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую и импортируют трудоемкую продукцию; страны богатые капиталом (капиталонасыщенные), напротив, экспортируют трудоемкую и импортируют капиталоемкую продукцию.
Доказательство: Японская экономика отличается высоким уровнем капиталовложений, который повышался многие годы. ............