СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть 1. Гендерное образование в современной России
Часть 2. Педагогические аспекты гендерной проблематики
Часть 3. Эмпирическое изучение гендерной проблематики в системе российского образования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальность гендерных исследований является попыткой познать общественно-социальные процессы на основе изменений социально-культурных парадигм поведения. Гендер рассматривает взаимосвязь между социально-значимыми аспектами общественной морали и реальными факторами поведения, которые действительно формируют сейчас современное общество.
Гендерные исследования – это попытка взглянуть на принципиально новую проблему, – каким образом изменение социально-культурной идентичности ведет к трансформации, вообще, социальных ролей? Мужчина и женщина не являются детерминированными только по первичным половым признакам, сейчас становится актуальным процесс формирования социального статуса, который определяет индивидуальные возможности в сфере образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейные роли, репродуктивное поведение.
Гипотеза о социальных статусах как основном предмете отечественных «гендерных исследований» позволяет пересмотреть роль традиционной феминистской оппозиции «биологическое - социальное» для постсоветских условий. На «западе» и у «нас» становление «гендерных исследований» опирается на эту дискурсивную пару – в пользу «социального» и в противовес т.н. «биологическому», которое традиционно больше связано с возможным эссенциализмом в трактовке женского («женской сущностью», «женским телом» и т.п.).
Стремительные изменения, происходящие во всех областях социальной жизни общества, заставили мировое научное сообщество по-иному подойти к оценке гармонии во взаимодействии полов. Усиливающаяся роль женщин в социальном управлении, в науке, медицине, воспитании, культуре и искусстве настолько очевидна, что уже не нуждается в доказательствах. Женская часть населения стала важнейшим компонентом трудовых ресурсов. Профессиональная деятельность женщин, как показывают последние исследования, оказывает существенное влияние на рост экономики и национального дохода ведущих стран мира1.
В условиях выраженных изменений в поло-ролевой стратификации общества фактор пола является важнейшей составляющей любого серьезного исследования в области социально-гуманитарных наук, претендующего на объективность и научность. Как свидетельствует социальная практика, половой диформизм относится к числу фундаментальных характеристик человеческого онтогенеза. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа, и отношения между ними необходимо рассматривать как базовую модель общественных отношений, которую призваны исследовать психология и педагогика.
Исследования этого кардинального вопроса осуществляется в современных гуманитарных науках в рамках категории «Гендер» (от англ. Gender - пол), отражающей особенности социального взаимодействия мужчин и женщин. Этот термин – один из самых новых в обществознании. Он впервые был введен в научную литературу американской исследовательницей-педагогом Дж.Скотт с целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме.
Смысл понятия «гендер» в научном контексте создается, прежде всего, в идее социального моделирования пола в различных ситуациях взаимодействия в социуме, половых социальных репрезентаций. ............