Часть полного текста документа:Прикладной или системный? Евгений Каратаев В разработке программы встречаются неясные вопросы относительно того, как спланировать тот или иной код, куда его отнести и как классифицировать. Код может быть классифицирован по самым различным классификациям - на код верхнего и нижнего уровня, на специфичный и библиотечный, и другим. Правильная классификация зачастую на первых же шагах разработки (как проектирования, так и реализации) может помочь в выявлении ошибок. Если читаешь схему данных или код, предназначенный для выполнения определенной задачи, которая классифицируется определенным образом и при этом код имеет признаки классификации не соответствующей задаче, то у меня срабатывает рефлекс и этому коду (схеме, диаграмме) я сразу приписываю проблемный крестик. Независимо от текущего положения дел расхождение классификационных признаков задачи и реализации есть индикатор по крайней мере потенциальной ошибки или мины, которая рано или поздно сработает. Одним из предметов споров иногда может выступать деление как программистов, так и кода на прикладных и системных. К системным программистам традиционно относят разработчиков операционок, драйверов, инструмента, а остальных - к прикладным. Здесь я опишу свое видение классификации кода по признаку - прикладной или системный. Сразу можно помолчать, выслушать кучу вопросов и попыток уточнения вроде "А смотря что понимать под прикладным". Вот в таком виде, чтобы было понятно без подобных уточнений, и поведем дальше речь. Одна из основных аксиом программирования гласит, что программа есть виртуальная машина для преобразования или передачи информации, сама по себе являющаяся информационной сущностью. Программа по отношению к одному слою является переработчиком информации, а по отношению к другому слою (операционная система) - перерабатываемая информация. Таким образом, рассматривая основные способы построения программ как сущностей в контексте операционной системы, можно утверждать, что существует объект, который обрабатывает программу и поддерживает ее функционирование. Связывание же двух противоположных сущностей - алгоритмов как неизменяемых и исполняемых информационных объектов и данных как изменяемых и неисполняемых объектов производится через определенные соглашения о вызове. Эти соглашения называются декларацией типа и описывают, каким именно образом алгоритм должен получать доступ к обрабатываемой памяти. Прекрасной иллюстрацией может служить использование в языках высокого уровня различения между знаковым и беззнаковым целым. Программист для обоих типов может использовать одинаковые операции, например, сложение. Но при этом транслятор, имея сведения о типе целого (знаковый или беззнаковый), генерирует различный машинный код. Дальнейшим развитием понятия типа является понятие класса в объектно - ориентированных языках. Если говорить о С++, то на нем программист может переопределить в том числе и встроенные операции языка, например, определить операцию сложения для строк. Синтаксически использоваться же будет по-прежнему оператор сложения, но транслятор, имея информацию о типе, будет генерировать код, описанный программистом в перегруженном операторе. ............ |