Часть полного текста документа:Прикладное искусство Возрождения Д. Степанян Эпоха Возрождения была временем блестящего расцвета итальянского прикладного искусства. Его достижения были во многом подготовлены высоким уровнем художественных ремесел в передовых городах позднего средневековья. Уже в 14-15 столетиях "широкое развитие получают и те соприкасающиеся с искусством отрасли производства, которые питала светская и церковная роскошь позднего средневековья: труд золотых и серебряных дел мастеров, скульпторов и резчиков по дереву, граверов на меди и по дереву, оружейников..." (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, стр.346.). В Италии эпохи Возрождения, где особый подъем переживали изобразительные искусства-живопись и скульптура, - прикладное искусство находилось под сильнейшим их воздействием. Изобразительные тенденции, варьирование реальных форм в разнообразнейших комбинациях и сочетаниях пронизывают прикладное искусство почти во всех его видах, освобождая его от типичной для средневековья прямой подчиненности архитектурным мотивам. Вместе с тем общая связь прикладного искусства с архитектурным интерьером отнюдь не была нарушена. Жизнерадостная праздничность утвари, мебели, одежды, широкое вторжение реалистических изобразительных мотивов в декор, частое обращение (особенно со второй половины 15 в.) к античным формам и изобразительным мотивам находились в гармоническом соответствии с общим характером культуры Ренессанса. Выделение мастеров изобразительного искусства из той среды ремесленников - каменщиков, красильщиков, ювелиров, - с которой они были связаны и по происхождению, и по характеру преемственности самих профессиональных навыков, и организационно - по цехам, - не привело в период раннего Возрождения к противопоставлению "высокого" и "ремесленного" искусства. Традиция средневекового представления об искусстве как о высоком ремесле и о ремесле - как об искусстве оставалась еще в силе, заставляя многих выдающихся художников этой Эпохи обращаться к области прикладных искусств: предлагать рисунок для шпалеры, работать и технике майолики, с увлечением заниматься ювелирным делом, набрасывать маленькие живописные панели для хозяйственных ларей - кассоне. Взаимопроникновение изобразительных и прикладных искусств в Италии 14-15 вв. во многом связано с этой общностью среды, объединяющей и мастеров художественного ремесла и собственно художников. И в дальнейшем, в 16 в., когда произошло социальное и эстетическое их разграничение, эта связь сохранилась. Художники чувствовали себя совершенно свободно в области прикладных искусств. Блестящий пример такого рода - лоджии Рафаэля, украшенные не только сюжетными изображениями, но и прекрасными арабесками. В интерьерах церквей, дворцов и домов простых горожан Италии всем видам прикладного искусства было отведено большое место. Мебель украшалась великолепной резьбой; стулья, столы, шкафы покрывались рельефом, ритмическая композиция и сами сюжеты которого отражали по-своему сюжетные и композиционные решения "больших искусств"-архитектуры и скульптуры. Развитие деревянной резьбы в Италии 14-16 вв. прослеживается по украшениям специальных хозяйственных ларей - кассоне, которые были обязательной принадлежностью каждого зажиточного дома. ............ |