ПРИКАЗНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В современных условиях развития права и экономики возникает объективная необходимость в поиске новых, нетрадиционных форм и методов защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Анализ развития за последнее десятилетие хозяйственного (арбитражного) процессуального законодательства только в странах СНГ показывает, что наряду с традиционным судопроизводством для этих целей используются и другие виды производств. При этом их нельзя назвать привычными видами арбитражного, гражданского, хозяйственного судопроизводства (исковое, особое, производство по делам, вытекающим из административных правоотношений, и т.д.). Характерными чертами новых видов производств являются:
1)рассмотрение судом требований кредитора к должнику в максимально сокращенные сроки и, как правило, без судебного разбирательства;
2)придание судебному акту силы исполнительного документа;
3)обращение к упрощенным, примиренческим, согласительным, посредническим (медиаторским) процедурам через суд для урегулирования возникшего между сторонами правового конфликта.
Все перечисленные процедуры имеют различное название (приказное производство, упрощенное производство и т.п.) и осуществляются судом или под контролем суда, рассматривающего экономические споры.
Институт судебных приказов известен другим государствам. Он существовал в дореволюционной России и был закреплен в ГПК России 1923 г. Взыскание на основании надлежаще оформленного, как правило, в публичном порядке документа основывалось на постулате, что если документ совершен законным порядком, то должник, выдавая его, сам присудил себя к платежу.
ХПК (ст. 116) понимает под приказным производством вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлению о взыскании денежной суммы или об обращении взыскания на имущество должника в случаях, если:
1)требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
2)требование основано на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом;
3)заявлено требование о взыскании с должника налогов и сборов, иных обязательных платежей в доход государства;
4)заявлено требование соответствующим органом о взыскании расходов по розыску ответчика или должника.
Декретом Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. № 9 перечень оснований для возбуждения приказного производства дополнен следующими:
5)требование основано на документах, подтверждающих задолженность по оплате потребленной электроэнергии, воды, отопления, газа, услуг связи, образовавшуюся в связи с содержанием юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями помещений, используемых при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
6)требование основано на документах, устанавливающих имущественные обязательства должника, которые им признаются, но не выполняются.
Этот перечень оснований для возбуждения приказного производства является исчерпывающим.
Таким образом, судебное производство по выдаче определения о судебном приказе также осуществляется в упрощенной процессуальной форме и полностью обусловлено правовой природой материально-правовых требований, подлежащих защите. ............