Министерство образования Российской Федерации
Хабаровская государственная академия экономики и права
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и криминологии
ДОКЛАД по уголовному праву
ТЕМА: «Причинная связь в уголовном праве»
ВЫПОЛНИЛ: студент * курса
Юридического ф-та ХГАЭиП
Группы № ****
ПРОВЕРИЛ:
_____________________________
Хабаровск. 2003г.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Причинность как философская категория…………………………..3 2. Причинность в теории уголовного права…………………………...4 3. Причинная связь при бездействии………………………………....10 4. Причинная связь в российском уголовном праве…………………11 5. Причинная связь в судебной практике…………………………..…13 6. Список использованной литературы……………………………….16
Причинность как философская категория.
Под причинной, или каузальной, обычно понимают связь, одна из сторон которой (причина) порождает другую сторону (следствие). Различное решение вопроса о причинности определяется, прежде всего, различием основных философских направлений — материализма и идеализма. Для материализма причинная связь есть объективная, существующая вне нашего сознания связь между явлениями внешнего мира, она есть одна из форм всеобщего взаимодействия природы и общества. С точки зрения идеализма причинная связь — это субъективная категория, которая существует лишь в сознании познающего субъекта (субъективный идеализм), или хотя и объективная категория, но которая выводится не из внешнего мира, а из объективно существующего разума, логики, идеи (объективный идеализм).
Идеалистическое понятие о причинности в современной философии обычно опирается или на учение Юма, или на учение Канта.
По учению Юма, причинность есть лишь привычка нашего сознания считать, что за данным явлением обычно следует другое определённое явление. Хотя идея причинности и имеет своим источником опыт, она всё же не выражает объективной связи между предметами внешнего мира и является чисто субъективной категорией.
В отличие от Юма, Кант не выводит понятие причинности из опыта, а объявляет, что оно существует в сознании человека до всякого опыта, считает его априорным понятием нашего рассудка, привнесённым им в опыт. Закономерность природы, по Канту, есть не объективно существующая вне человеческого сознания связь между предметами внешнего мира, а лишь связь между «явлениями» (восприятиями внешнего мира нашими чувствами — ощущениями).
Среди русских дореволюционных криминалистов существовало немало приверженцев идеалистических концепций причинной связи: кантианские основы решения вопроса о причинности в уголовном праве провозглашал С.П. Мокринский, на позициях учения Юма и его последователей стоял Н.С. Тимашев.
Существует точка зрения, согласно которой юрист может разрешить вопрос о причинной связи в праве независимо от решения проблемы причинности в философии. ............