Часть полного текста документа:Представления о строении и развитии личности в психологии сознания. Джемс. Блочная стратегия к строению личности. Автор первого учебника "Психология", переведенного на русский язык; ввел понятие "поток сознания", самоактуализирующаяся личность, личностная норма. Личность - вместилище блоков. Структура личности собирается из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни блоков (их называют иногда уровнями или подструктурами). Блоки располагаются по вертикали: биологическое - социальное - духовное. Материальное, физическое Я - природный субъект, не сводится лишь к физическому телу человека, но может быть переведено как "Мое", физический мир личности - его организм, одежда, родные, имущество, продукты труда ("дом англичанина - его крепость"). Очень важен по мнению Джемса, но приоритет отдается сознательному управлению телом. Социальное Я - социальный субъект - это Я для других, субъект взаимодействия и общения с окружающими людьми, совокупность привычек, стереотипов в общении с другими людьми в типовых ситуациях, нужно для упорядочения общественной жизни. Джемс первым описал потребность в общении как объективную необходимость в принадлежности к социальному целому (выражается в чувстве сопричастия) и в желании быть замеченным, принятым. Собственные индивидуальные черты и привычки - резерв развития социального Я. Они становятся замеченными обществом и попадают в социальное Я. а) (познаваемое) Собственно личность - первые предположения о самосознании. Это знание о себе, по ассоциации, часто неверное. Для развития важны наблюдательность, внимательность. источник личностной активности, личностного роста, источник воли (решимости). Полное объединение состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей свойств, мыслящий субъект. б) (познающее) Представление о себе есть, но есть и та активность, которая уже не входит в предмет науки, "Познающее я" - это Духовное Я, источник развития воли и внимания. Его Джемс не обсуждает - личностную активность нельзя изучать. Зададимся вопросом: кого можно изучать? Первое, т.к. есть закономерные механизмы. Второе - тоже набор привычек, и их можно изучать. Можно ли и нужно ли изучать третье? Джемс: "проблема свободы воли выходит за пределы науки, т.к. свобода - это не механизм, только безумец может строить механизм свободы". Как построил - сразу лишится. (Свобода воли есть, и это - личное решение каждого). Представление о развитии личности: организм - социальный индивид - личность. Представления о строении и развитии личности в психоанализе. Фрейд. Личность состоит из 3 структурных областей, инстанций: Оно, Я, Сверх-Я. Сверх-Я: система моральных и эстетических ценностей, норм, которыми человек руководствуется в своей жизни. Они разумно совместимы с теми нормами, которые приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации. Сверх-Я - последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами. Основные функции Сверх-Я: Идеал - поощрительный аспект Сверх-Я. ............ |